Тихая прелесть старинной улицы Харькова


jwibafhd1twko4w8oc.jpg

Элька, пойдем гулять.

Я не против. А куда пойдем?

3i50h7lgocys8sgsg.jpg
39u8jdt5h9yc8gccsk.jpg

А давай прогуляемся по улице, где расположен корпус Академии культуры.

Ты наверно улицу Конторскую имеешь в виду?!

x81q3oeyquoskgoko.jpg
2zfzuluack6cg4wkos.jpg

Ага. Сестренка, а расскажи, почему она так называется?

Раньше на этой улице размещалась контора винного откупа, что и дало название улице.

j1hbknvcteokg0g0.jpg

В историческом районе Харькова Гончаровке есть удивительная улочка — Конторская (ранее известна как Краснооктябрьская).

Одна из старейших улиц западного района города в XVIII веке обрывалась возле нынешней Ярославской; дальше простиралась сенокосная левада, за которой лежала Гончаровская слобода. Называлась улица в то время Рождественской: здесь стояла церковь Рождества Христова. История устроения и становления этого храма тесно переплетается с историей основания города.

Первую церковь Рождества Христова построили в 1655 году. Храм был деревянным, и однажды сгорел при пожаре. В 1732 году начали собирать средства на постройку новой церкви, а в 1735 году ее уже освятили. Просуществовала она почти полвека, и только в 80-х годах XVIII века была заменена каменной. Одной из особо чтимых святынь храма считалась икона Святого Пантелеймона. Еще здесь была икона Покрова Божией Матери, которую чтили как чудотворную (особенно к ней прибегали во время моровых поветрий), образа Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» и Святителя Николая (древнего греческого письма). В начале XX века церковь капитально реконструировали по проекту архитектора Михаила Ловцова; в 20-х годах ее снесли.

В начале XIX века Рождественская улица слилась с Гончаровской слободой. По ней проезжали все, кто направлялся в Харьков с Холодной Горы. Правая сторона Рождественской была застроена редко. Левая же сторона улицы, застроенная маленькими домиками, утопала в вишневых садах. Здесь между отдельными усадьбами тянулись переулки к реке, через которую были проложены мостки — за проход по ним строители-арендаторы брали плату. Такой порядок действовал до 1872 года, а затем мостки перешли в собственность города.

В 30-х годах XIX века на улице появилось несколько небольших промышленных предприятий: кожевенный, водочный заводы и другие. При водочном заводе работала контора винного откупа, в связи с чем улица получила название Конторской, а Рождественской улицей стал называться бывший Рождественский переулок.

В 1840-х годах на углу Конторской и Рождественской стоял так называемый пансион немца — учебное заведение, известное всему городу жесточайшей палочной дисциплиной.

В 1850–1870-х годах на этой улице открылись еще несколько предприятий. Наиболее значительными были построенный в 1870 году чугунолитейный завод, позже перешедший к Шиманскому, и кондитерская фабрика Кромского (1873 год). В 1902 году открылась почтово-телеграфная контора.

Рабочие чугунолитейного завода принимали активное участие в событиях первой русской революции: на протяжении 1905 года бастовали пять раз. Боевая дружина завода участвовала в защите баррикад на Университетской горке и в декабрьском вооруженном выступлении пролетариата Харькова.

В 1917 году на заводе функционировал штаб красной гвардии Холодногорского района. Заводской отряд красной гвардии насчитывал более 150 человек.

В честь пятой годовщины революции в 1922 году завод стал называться «Красный Октябрь», в связи с чем Конторскую улицу вскоре переименовали в Краснооктябрьскую. Однако старое название настолько прижилось, что даже после переименования местные жители и старожилы называли улицу именно Конторской (сейчас ей вернули привычное для многих название).

В 1933 году после реконструкции завод превратился в одно из крупнейших предприятий по изготовлению машин и оборудования для кирпичных  заводов.

За годы Великой Отечественной войны улица сильно пострадала, а «Красный Октябрь» был почти полностью разрушен. Отступая под натиском советских войск, фашисты в августе 1943 года заложили в оставшиеся корпуса завода более трех тонн взрывчатки. Здание чудом удалось спасти советским саперам (23 августа 1943 года взвод саперов под командованием В. Г. Веслова полностью разминировал его).

В 1873 году на Конторской появилась «Паровая фабрика конфет, пряников и макарон Д. К. Кромского». Здание построено в распространенных в те годы фабрично- заводских архитектурных формах: так называемый «рационализм» с применением классических деталей, выложенных из кирпича.

С развитием промышленных предприятий росла и сама улица.

В начале 1937 года на Конторской началось строительство междугородной телефонной станции по проекту архитектора Л. Г. Любарского (дом №14). Она резко выделялась на фоне застроек дореволюционного времени. Пропорции и хорошо прорисованные детали, не копирующие канонические образцы, выгодно отличают здание от других эклектичных построек того времени.

На улице сохранилось и немало домов, построенных во второй половине XIX — начале XX века. Наивно-претенциозный вид имеет небольшой дом №18, обильно украшенный каннелюрованными пилястрами с коринфскими капителями, профилированными наличниками окон и другими лепными деталями, выступающими на фоне окрашенной в красный цвет стены. Живописная асимметричная композиция и грубоватые детали особняка №19 отдаленно напоминают средневековые сооружения замкового типа.

В самом начале улицы, в доме №1, обосновался факультет культурно-просветительной работы Харьковской института культуры. Сейчас это — факультет театрального, кино- и телеискусства. Здание построили в начале ХХ века по проекту Юлия Цауне. Когда-то это была гостиница «Версаль».

Дом №5 долгое время был одним из культурных центров Харькова. В начале ХХ века купец первой гильдии Федор Енуровский подал прошение городским властям о разрешении на проведение культурных мероприятий в «приспособленном им доме для устройства концертов, спектаклей и танцевальных вечеров».

После смерти Федора Григорьевича в 1913 году здание переходило из рук в руки, теряя внешний вид и меняя свое назначение. В частности, тут располагался клуб ЮЖД для служащих, где действовали несколько секций: литературная, музыкальная, любителей драматического искусства. В 1918 году в доме работала центральная контора почтового ведомства. В 1925–1930 годах помещение занимал клуб имени Калинина и библиотека. После Великой Отечественной войны и до 1965 года — полотерный цех комбината «Бытовые поручения», а в 1970– 1990 — курсы стенографии и машинописи.

В доме №7 с 1914 по 1923 год функционировала балетная школа Натальи Дудинской.

По адресу ул. Конторская, 26, сохранился особняк Шапара. У этого здания очень интересное архитектурное решение: купол, необычная арка, просторные балконы, кованая изгородь, украшенная знаком, отдаленно напоминающим солнце и лучи.

Построен особняк был в 1880-х для бельгийского промышленника Шапара, открывшего в 1885 году в Харькове «фабрику металлических полотен и пробивных жестей» (ныне — АО «Завод имени Фрунзе»).

Владелец жил здесь со всей семьей, гувернантками и прислугой: дом очень просторный, сделан полукругом, со всевозможными башенками и импровизированными бойницами. Сейчас это — обычный жилой дом.

Соседний дом — №25 — не отличается великолепной архитектурой. Да и вообще ничем не примечателен кроме того факта, что в после- революционные годы здесь жила художница Зинаида Серебрякова — одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи.

Художница приехала сюда с четырьмя своими детьми из имения Нескучное (Харьковская область), в котором родилась. В жизни семьи это были тяжелые годы, полные нищеты. Небольшие средства к существованию давала работа в Археологическом музее при Харьковском университете, где Зинаида Серебрякова зарисовывала предметы археологических раскопок (бусы, кольца, посуду), делала таблицы, иногда писала портреты сотрудников музея.

На улице Конторской, 25, художница вместе с детьми прожила всего несколько лет. Кстати, именно здесь она написала теплую и очень интересную работу «На террасе в Харькове» — с верандой, еще сохранившейся террасой. В декабре 1920 года Зинаиде Евгеньевне с помощью Александра Бенуа удалось выехать из Харькова в Петроград: Бенуа добился назначения Серебряковой профессором Академии художеств в Петрограде.

Безусловно, центральные улицы Харькова привлекают его жителей и гостей своей старинной или, наоборот, самой современной архитектурой. Но есть улицы, куда редко забредет случайный прохожий. Более того, многие харьковчане и вовсе не имеют представления об их существовании. Такая «непопулярность» некоторых улиц совсем не означает, будто они неинтересны или не могут ничем удивить. Они бережно хранят свою историю и рады каждому прохожему. Обязательно найдите время пройтись тихими незнакомыми улочками Харькова. Возможно, однажды они расскажут вам свои тайны.