Старинные улицы центра Харькова


3cyzor13td6og8kc40.jpg

Элька, пойдем посмотрим на женский монастырь?

Это ты о чем?

fgnrbjwplao84w0kc.jpg
hnroyeuzti8gs0c4k.jpg

Нам в школе рассказывали, что в центре города есть какое-то необычное здание.

Мама! А что это за здание за такое?

e17upuen3vkgkcsc8o.jpg
k1fl1wi6p5skgoc4g.jpg

Подозреваю, что Макар говорит о бывших доходных домах, которые стилизованы под средневековые замки.

В Харькове есть много уютных старых улочек, буквально дышащих вековой историей. Одна из таких улочек носит имя маршала Бажанова. Она начинается от «горбатого» моста имени Юлия Чигирина, переброшенного через реку Харьков, и после улицы Шевченко всего через каких-то 600 метров упирается в Пушкинскую. Это одна из наиболее старых улиц нагорного района Харькова. В 1804 году ее поэтически окрестили Черноглазовской. За что - остается загадкой.

Возникла Черноглазовская практически одновременно с Немецкой (ныне Пушкинской). Здесь селились немцы, еврейские купцы, интеллигенция, врачи, военные, отставники. Это была улица доходных домов, злачных мест и известных на всю страну больниц.

На пересечении улиц Маршала Бажанова и Шевченко во второй половине XIX — начале XX века располагался сад «Бавария», где давали концерты и различные представления, работали танцплощадка и зимний каток.

В 1902 году в саду напротив старой мельницы архитектор Юлий Цауне построил Малый театр. В первые годы своего существования этот театр демонстрировал зрителям не только лучшие образцы сценического искусства, но и национальную толерантность. Под его сводами звучали русские и цыганские романсы, здесь шли спектакли «Товариства російсько-малоросійських артистів» Саксаганского и еврейского театра «Унзер Винкл». Харьковчане имели возможность оценить режиссерские находки В. Мейерхольда и актерский талант В. Комиссаржевской.

Однако материальное положение театра оставляло желать лучшего. В ноябре 1909 года убыточное заведение стало собственностью купца 1-й гильдии В. Жаткина, владевшего садами «Тиволи» и «Буфф». Новое приобретение обошлось купцу в 183 тыс. рублей, еще 50 тыс. пришлось вложить в реконструкцию. Но полученный результат стоил того. Вместимость зрительного зала возросла до 1000 мест, к зданию пристроили помещение для кафешантана со сценой, «кабинетами», огромным вестибюлем и зимним садом. В 1921 году «Виллу» передали русскому драматическому театру, который вполне официально назывался «Харьковским героическим». Он просуществовал всего два года, и даже переименование в «Центральную показательную студию» не спасло творческий коллектив. Несколько позже хозяином здания стал Государственный  еврейский театр.

Переломным в судьбе Малого театра стал 1934 год. Бывшую «Виллу» передали сначала Театру рабочей молодежи, затем Дому народного творчества. Здесь еще ставились спектакли, но уже на любительском уровне. Во флигеле крутили кино. Начавшаяся война поставила на этом процессе жирную точку: здание было разрушено.

Поднимаясь к Пушкинской, Маршала Бажанова последовательно пересекается тихими улицами Потебни и Чубаря (ранее — Подгорная и Садовая), которые выходят от Театрального переулка. На каждой — достаточно много памятных зданий дореволюционной застройки. Отдельного внимания заслуживает угловой дом №16 Марашала Бажанова и Девичьей, где в 1921 году снимали две комнаты писатели Юрий Олеша и Валентин Катаев, а в гости к ним заезжали поэт Эдуард Багрицкий, авторы «12 стульев» и «Золотого теленка» Илья Ильф и Евгений Петров. Именно здесь 20-летний Олеша по уши влюбился в достаточно ветреную дочь австрийца-эмигранта Серафиму Суок, которая после «однодневной женитьбы» с писателем предпочла его общественно-политическому деятелю Владимиру Нарбуту. Именно после разлуки на Девичьей сбежал в Москву и стал великим писателем Юрий Олеша. А благодаря перу Катаева улица увековечена в романе «Алмазный мой венец»: «Живу в Харькове на углу Девичьей и Черноглазовской — такое невозможно ни в одном другом городе мира».

На Черноглазовской дома строили видные архитекторы. На углу с улицей Чубаря и напротив современного комплекса Харьковского национального университета городского хозяйства — уцелел бывший доходный дом (№14). Памятник русского модерна построили по проекту Александра Ржепишевского в 1913–1914 годах по заказу не менее известного для Харькова немецкого промышленника Максимилиана Гельфериха-Саде. Сам предприниматель жил на Немецкой улице (сейчас там Национальная юридическая академия), но для доходного дома «Товарищества Гельферих-Саде» предпочел Черноглазовскую.

Улицы Харькова часто «прячут» свои архитектурные изюминки. Поднимаясь по Маршала Бажанова, можно легко пропустить неприметный поворот к зданию №11. До совсем недавнего времени здесь располагалось отделение для взрослых Городского клинического противотуберкулезного диспансера №1. Территория бывшего лечебного учреждения, где еще сохранились два исполинских черешчатых дуба, «проходная»: есть выходы не только на улицу Маршала Бажанова, но и на улицы Дарвина и Революции.

В остальном она практически превращена в свалку, а сам особняк, похоже, переживает с конца XIX века самые худшие времена.

Нерадостная участь ожидает и дом на Маршала Бажанова, 8, который считается аварийным уже пару десятков лет. У здания давно нет крыши, а уцелевшие пока стены укреплены изнутри мощными швеллерами — только благодаря этому они не складываются словно карточный домик. Здание уже оградили строительным забором, чтобы не пострадали прохожие.

Дом, скорее всего, придется снести, но сделать это можно будет только после ряда экспертиз: это памятник архитектуры республиканского значения.

Ближе к Пушкинской улица Бажанова оживляется. Это место баров и кафе, салонов красоты и нотариальных контор, магазинов электроники и нижнего белья. Но за рекламными вывесками по-прежнему на харьковчанина смотрят фасады жилых и бывших доходных домов полуторавековой  давности.

Маршала Бажанова пересекается с еще одной из старейших улиц Харькова — Девичьей. Удивительно, но мало кто среди даже коренных харьковчан знает о существовании этой миниатюрной, всего 200-метровой улицы. А какую красоту она в себе скрывает!

Почему градоначальники середины ХIX века окрестили ее именно так — не могут сказать даже историки. Версий у краеведов много, и зачастую они даже противоречат друг другу (начиная от «размещения» на Девичьей «квартала красных фонарей» и заканчивая наличием здесь женского монастыря).

К концу XIX века на улице Девичьей насчитывалось всего 14 домов, она была немощеная, без водопровода и освещения — а уже к началу XX века приобрела почти современные очертания. И поныне нумерация зданий — дореволюционная, вот только немногочисленные новые постройки породили курьез: сейчас здесь сразу три дома под №1. Самый красивый и изысканный дом не только на улице Девичьей, но и, возможно, во всем Харькове причастен к рождению легенды о женском монастыре. Профессор филологии Харьковского университета Александр Афанасьевич Потебня, чье домовладение на Девичьей появилось одним из первых и было сквозным с соседней Подгорной улицей (ныне улица Потебни), в 1903–1907 годах решил расшириться и заказал архитектору Юлию Цауне строительство двух доходных домов, стилизованных под средневековые замки. Выполненная работа превзошла все ожидания заказчика: здания получились настолько удачно, что породили стойкие легенды о женском монастыре. Однако квартиры в них до революции всего лишь  сдавались  молодым специалистам и их семьям.

Здание №3 поражает гармоничностью сочетания элементов эклектики, неоренессанса и необарокко. Именно в этих стилях и работал архитектор  Юлий Цауне.

Ныне в этом потрясающем дворце живут обычные харьковчане. Жильцы стараются поддерживать архитектурную ценность дома, но сохранить его в первозданном виде, видимо, у них не получается. Старинные окна меняются на металлопластиковые, деревянные двери — на металлические. Так как дом не является памятником архитектуры, государство не финансирует его содержание.