Макар отправляется в плавание


v79dnz9b5o0sgw48co.jpg

Элька, что ты там вздыхаешь?

Я смотрю на фотографию «Ласточки». Вспоминаю, как мы плавали на ней.

gcio3c062mo8ccg0wc.jpg
22299qym03gg84ss44.jpg

Плавали? «Ласточка»? Эля, ты ничего не путаешь?

«Ласточка» - это такой теплоход. Харьков раньше был судоходным.

2ednn47taxhcks4sso.jpg
yn3r3f2fy2owgwwswc.jpg

Макар, пойдем я тебе расскажу.

Немногие знают, что, несмотря на свою мелководность, много лет назад харьковские реки были судоходными, а речной транспорт пользовался большой популярностью у жителей и гостей Первой столицы.

Архивные документы подтверждают, что реки Лопань, Харьков и Нетечь никогда не были полноводными. С давних времен уровень воды в них поднимали с помощью плотин. До 1918 года на реке Харьков в городской черте насчитывалось несколько плотин. В годы гражданской войны они были разрушены, и уровень воды значительно упал. Поднять его удалось только в 1921 году — благодаря плотине в районе Подольского моста, которую построили для нужд Харьковской электростанции. С 1928 года власти стали уделять повышенное внимание судьбе этих рек. Толчком послужило письмо председателя Совнаркома УССР Власа Чубаря в горисполком: «Я считаю, что в таком культурном центре, как Харьков, найдутся знатоки гидротехники, которые смогут взяться за проработку проекта благоустройства харьковских рек и их оздоровление».

Естественно, это письмо не осталось без внимания, и перед Водным комитетом были поставлены задачи по благоустройству «водных артерий». Решено было начать строительство трех плотин в городской черте и 19 водохранилищ в области. В 1932 году завершили строительство двух плотин. Это позволило сделать участок реки от Подольского моста до кожзавода судоходным. Маршрут быстро стал популярным. Городские власти даже ввели новые остановки трамвая и автобуса около Харьковского и Подольского мостов.

Были построены и другие гидротехнические сооружения — дамба на Павловке, подпиравшая Алексеевское водохранилище, и дамба на Журавлевке. А вскоре закончилось строительство третьей плотины — Гончаровской.

Воодушевленные первыми успехами, власти решили превратить Харьков в водный город. Для этого предусматривалось два плана работ — «большой» и «малый». Согласно «малому», за три года предполагалось очистить, углубить и промыть основные харьковские реки. После реализации «большого плана» воды Северского Донца должны были потечь вспять и влиться через Уды в реку Харьков, обеспечив судоходство вплоть до Азовского и Черного морей. Для осуществления этого проекта в районе Кочетка собирались построить водоем, равный 1/3 моря на Днепрогэсе!

Работы по обводнению городских рек были включены в проект Генерального плана реконструкции Харькова, представленный институтом «Гипроград» на утверждение в 1936 году. Инициатором большой речной стройки на этом этапе выступил секретарь обкома КП(б)У Николай Демченко, который считал, что «без полноводных проточных рек не может существовать огромный индустриальный Харьков».

К 1937 году планировали построить 15 пристаней. Также было начато строительство Даниловского водохранилища, которое должно было давать харьковским рекам 24 млн кубометров воды.

К 1941 году были отрегулированы русла реки Лопань от Гончаровской плотины до Бурсацкого спуска и реки Харьков от устья до Подольской плотины.

Осуществлению дальнейших планов помешала война. В те годы было не до расчистки рек. (Но, что характерно, о сносном состоянии рек Харькова в период оккупации свидетельствует тот факт, что речная вода в этих экстремальных условиях довольно успешно заменяла водопроводную.)

К очистке водных артерий вернулись много позже. За несколько лет до развала СССР Харькову были выделены деньги на то, чтобы расчистить реки и сделать их судоходными. Предполагалось построить каскад плотин и шлюзов на реках Уды и Северский Донец. В те годы верилось, что большая вода придет в Харьков из Дона и Днепра. И с Днепра тянули огромную трубу с «добавочной водой» в реки Харькова. Не довели всего 80 км…

Судоходство по харьковским рекам возобновили в 1996 году. Тогда в город привезли теплоход, построенный в 1975 году на Московском судоремонтном заводе. Эта «Ласточка» около 20-ти лет бороздила воды Днепра. А в Первой столице начала катать всех желающих по реке Лопань. От места слияния рек Харьков и Лопань теплоход ходил до Бурсацкого моста и, развернувшись, возвращался к пристани. Длина его маршрута составляла всего пять километров. Почти десятилетие «Ласточка» начинала 1 мая харьковскую навигацию. А 1 апреля 2005 года произошел пожар, теплоход полностью сгорел, и город вновь остался без флота.

Станет ли Первая столица когда-нибудь вновь судоходной? Кто знает…