Колокола, прославившие Харьков


91oc9udee90kgw4o0.jpg

Макар, а помоги мне, пожалуйста, лепить пельмени.

А у меня – не получится. Я ведь не повар.

d6slwxu9v8gkw4s4wc.jpg
qroviw2qj6ogo4w44g.jpg

Да необязательно быть поваром. Главное желание и настроение что-то делать.

Ты  так думаешь?

nju0yfuupdcsc8g80.jpg
ywlom2a5nesg4c04c.jpg

Я в этом уверена. Помнишь, нам родители рассказывали о колокольно-литейном заводе в Песочине?!

Помню.

5ghqqh1z5lc8404kgc.jpg
303wyer25hogo4s4oc.jpg

Так вот, там работало всего несколько человек, а они прославились и выливали колокола для нескольких стран. А потому, что они прониклись своим делом.

Большинство харьковских легенд о колоколах связано с фамилией помещика и известного слобожанского промышленника Павла Рыжова

Дочь Рыжова от рождения была незрячей, а Святой Иоанн Кронштадтский во время одного из приездов в Харьков исцелил ее. Это настолько потрясло Павла Рыжова, что в 1858 году он вместе с братьями занялся литьем колоколов и построил возле Песочина колокольно-литейный завод, который вскоре стал одним из трех крупнейших предприятий Российской империи. Удивительно, но мощности его были относительно невелики. На производстве в лучшие времена работали около 60 человек.

Во второй половине XIX столетия завод Рыжовых снабжал колоколами весь Новороссийский край, Болгарию и Румынию.

Павильон завода Рыжова
на выставке 1882 года в Москве

Как отмечают историки, у мастеров были свои секреты литья, а продукция отличалась очень высоким качеством. Прежде чем отдавать колокол заказчику, его всегда испытывали. Если звучание было неидеальным, готовое изделие забраковывали и снова отправляли на переплавку.

Литье колоколов, как и иконопись, — очень тонкое ремесло (или искусство). Здесь важны не только технические тонкости, но и особое духовное и душевное состояние  мастера.

Гигант, пожертвованный храму

В 2013 году исполнилось ровно 150 лет с того дня, когда на колокольню Успенского собора был поднят многотонный колокол, пожертвованный храму братьями Рыжовыми. Гиганта, который весил больше 16 т, а в диаметре достигал трех метров, поднимали и устанавливали на первом ярусе колокольни при большом стечении народа 29 сентября 1863 года. Существует легенда: этот колокол никак не могли сдвинуть с места несколько запряженных волов. Что было делать? Управляющий завода велел бабам напечь огромную телегу пирогов, а на другую поставили бочку с горилкой и сказали мужикам: «Надо совершить богоугодное дело». С таким стимулом местные богатыри быстренько домчали колокол до Харькова и подняли его на колокольню.

Колокол в память о спасении императора

17 октября 1888 года под Харьковом произошло событие, всколыхнувшее всю Российскую империю. Поезд, в котором император Александр III вместе с семьей и свитой возвращался из Крыма, неподалеку от станции Борки сошел с рельсов и потерпел крушение. Царская семья спаслась чудом: вагон, в котором она находилась во время крушения поезда, полностью развалился, шасси его скатилось с насыпи, стены сплюснулись и разломились, а крыша, свернувшись на одну сторону, накрыла пассажиров. Под обломками этого вагона погибла вся прислуга, но из членов императорской семьи никто серьезно не пострадал.

Неподалеку от места катастрофы было решено построить храм Христа Спасителя в русско-византийском стиле, а напротив, на самой железнодорожной насыпи, — часовню Нерукотворного Спаса. Духовенство Харьковской епархии решило увековечить это чудесное спасение царской семьи в невиданном ранее колоколе из чистого серебра весом в 10 пудов.

Тысячи харьковчан спешили внести свою лепту в создание необыкновенного колокола, несли в храмы фамильное серебро, украшения и трудовые серебряные копейки. Пожертвования превзошли все ожидания: за один лишь месяц собралась сумма, позволившая всенародно объявить о том, что вес колокола будет не 10, а 20 пудов.

На колоколе предполагалось разместить портреты членов царской семьи, а также надпись, гласящую: «Сей серебряный колокол сооружен в 1889 году усердием духовенства Харьковской епархии в память чудесного спасения.

17 октября 1888 года от смертной опасности при крушении близ города Харькова железнодорожного поезда Государя Императора Александра III, Государыни Императрицы Марии Федоровны и Августейших детей их Наследника Цесаревича Николая Александровича, Великих князей Георгия и Михаила Александровича и Великих Княжен Ксении и Ольги Александровны».

Высотой Царский колокол получился около 90 см, а чистого серебра в нем, помимо необходимых для сплава меди и олова, было 17 пудов 35 фунтов — почти 300 килограммов!

14 октября 1890 года в торжественной обстановке 20-пудовый памятный колокол  был  поднят и укреплен в первом ярусе колокольни Харьковского кафедрального собора. Каждый день, в 13 часов, колокольный звон напоминал о времени крушения  императорского поезда и чудесном спасении царской семьи. Царский серебряный колокол стал достопримечательностью Харькова — правда, ненадолго. В хаосе революции уникальный колокол бесследно исчез.

Долгие годы историки и краеведы терялись в предположениях и догадках о том, кто же снял его: побывавшие в Харькове немцы, белые или большевики, известные грабежами церквей. И лишь совсем недавно тайна Царского колокола была наконец раскрыта.

Сделать это удалось московскому историку Ивану Духину, который  занимается исследованием истории знаменитых колоколов. Несколько лет назад он обратился с запросом о судьбе колокола в Харьковский исторический музей и получил ответ, что судьба эта неизвестна. Духин поисков не прекратил, и, в конце концов, они увенчались успехом. Оказалось, что колокол был снят еще до немцев, белогвардейцев и большевиков. Снят теми же, кто его и повесил.

Статья, опубликованная в «Известиях Таврического общественного комитета» (номер от 30 мая 1917 года), сообщала о съезде иерархов Харьковской епархии, на котором один из иерархов выступил с заявлением: «Самодержавие пало, и вместе с ним должен замолкнуть глас колокола». Съезд единодушно постановил: «Царский колокол снять и отправить на Монетный двор, а полученные за него деньги пожертвовать на призрение  детей-сирот  Харьковской губернии, чьи отцы погибли в годы войны». И памятник былой любви харьковчан к своему царю отправили в печь...

Через несколько лет участь Царского колокола постигла колокола всех без исключения харьковских церквей. Многие храмы были разрушены вслед за храмом Христа Спасителя и часовней Спаса Нерукотворного на месте крушения царского поезда.

Недавно Южная железная дорога восстановила часовню в Борках. Кто знает, может, когда-нибудь будет  восстановлен и храм Христа Спасителя. Но звон Царского колокола Харьков уже никогда не услышит.

К 1917-му году в Российской империи работало около 20-ти крупных колокольных заводов, где за год отливали 100—120 тыс. пудов церковных колоколов. Большинство колоколов до революции изготавливались из специальной колокольной меди, но существовали колокола и из других металлов. Чугунные колокола были в Досифеевой пустыни на берегу Шексны. В Соловецком монастыре — два каменных колокола. В Обнорском монастыре — восемь колоколов из листового железа. Колокол из стекла был в Тотьме. Шесть золоченых колоколов было в Сибири в городе Таре, при Казанской церкви.

Самый старый колокол Благовещенского собора был отлит в 1938 году, а самый большой изготовлен из меди лишь четверть века назад. Всего в храме 10 колоколов и колокольчиков. В церкви каждого из приходов их количество может быть, по словам священнослужителей, совершенно разным, но не меньше четырех: большой благовестник и три маленьких.