Кого выберут мэром Харькова?

4473

Если бы выборы в мэры Харькова состоялись в ближайшее воскресенье, не победил бы никто.

На днях Центр общественного развития "Интер-акция" произвел очередные замеры электоральных симпатий во втором по величине городе страны.

Если бы выборы проводились по схеме, существовавшей до 2015 года, мэрское кресло без вариантов в очередной раз заполучил бы Геннадий Кернес.

Симпатии гипотетических участников первого тура распределились примерно следующим образом:

  • действующий мэр Геннадий Кернес - 41,9% избирателей;
  • народный депутат Александр Фельдман (фракция "Оппозиционная платформа - За жизнь") - 18,6%;
  • экс-губернатор и народный депутат Юлия Светличная – 14,5%;
  • безымянный кандидат от партии "Слуга народа" - 6%;
  • другой кандидат - 10,1%;
  • не определились - 16,1%.

Но.

Так как выборы проходят в два тура – до полного нокаута – то их исход представляется не максимально очевидным.

На данный момент определились лишь три реальных претендента на второй тур. Правящая партия имеет некоторое ограниченное количество сторонников, готовых голосовать даже вслепую исключительно за «товарный знак», как это было на парламентских выборах в 2019 году. Но для получения более высокого результата необходимо выдвинуть кандидата, который сумел бы привлечь дополнительное количество избирателей, голосующих не только за политический брэнд, то и за конкретную персону. Кто бы это мог быть, наверное, не представляют даже в партийных штабах.

Политический парашютист (засланец из иных регионов) обречен на провал с треском – пришлый элемент на данный момент харьковчанами не будет воспринят. Местных харизматичных лидеров в партии не видно тем более.

В общем и целом харьковские 6% и фактический отказ от борьбы за кресло второго по величине города в стране можно считать приговором данному политическому проекту, даже если исполнение этого приговора будет отложено до 2024-го, до выборов президентских.

Далее начинается несложная политическая арифметика.

Группы поддержки и Александра Фельдмана, и Юлии Светличной, как главных соперников действующего мэра, могут быть неоднородными.

За Фельдмана – те, кто однозначно против Кернеса (Фельдман, помимо всего прочего, известен как старинный и более-менее принципиальный политический оппонент харьковского мэра) и те, кто поддерживает ОПЗЖ.

За Светличную – ее персональные симпатики, часть из которых принципиально против и Геннадия Кернеса, и ОПЗЖ, часть, возможно, склонна к компромиссам.

То есть, консолидация электоратов Фельдмана и Светличной во втором туре вряд ли представляется возможной. А это существенным образом понижает шансы любого из этих кандидатов на победу.

«Другой кандидат» уже на старте имеет порядка 10%. Но здесь возникает закономерный вопрос: «А где же его взять, другого-то?»

С позиций «другого кандидата» к победе мог бы стартовать: человек максимально узнаваемый, пользующийся высоким авторитетом, имеющий большие материальные и организационные ресурсы. Остается только назвать фамилию. Но таковая (или таковые) на ум не приходят.

Так что эту часть электората вполне можно отнести к неопределившимся, общая доля которых возрастает до 26,2%. То есть каждый четвертый избиратель может отдать свой голос за кого угодно и именно борьба за этот сектор представляет максимальный интерес.

Что может предложить неопределившимся действующий мэр – более чем очевидно – все то же, что горожане могли наблюдать в предыдущие лет 10-15.

Реконструкцию зоопарка – дело крайне дорогостоящее, но это едва ли не самый крупный инфраструктурный проект не только в городе, но и во всей стране.

Возможно – не обязательно, но вероятность высока – открытие двух станций метрополитена. И это тоже самый крупный инфраструктурный проект в стране (так как надежды на то, что киевскому мэру Виталию Кличко удастся открыть новые станции в столице выглядят еще более призрачными).

Строительство дороги на Салтовку через рынок «Барабашово» - проект, который призван полностью изменить инфраструктурную картину в данном районе города.

Фонтаны, газоны, тротуарная плитка в ассортименте. Плюс ремонт дорожного покрытия.

Фельдман, скорее всего, продолжит ровно ту же самую линию. Даже не факт, что откажется от строительства дороги через барабашовский рынок. Проект может быть реализован под иным идеологическим соусом. Собственники рынка тоже могут найти некий интерес в модернизации подконтрольной территории.

Примерно по тому же пути пойдет и бывший губернатор Светличная.

Во всяком случае оппоненты действующего мэра пока не предлагают какие-либо модернистские проекты, способные вызвать у избирателей доверие.

В общем, не факт, что огромное количество избирателей удастся склонить к замене вполне знакомого шила на отчасти неопределенное мыло. К тому же реформаторы последних лет выработали у значительной части электората устойчивое неприятие любых изменений, которые стали синонимом снижения уровня жизни, сокращения социальных гарантий, роста цен, торможением инфраструктурного развития и прочими проявлениями экономического и общественного кризиса.

Екатерина Павловская