Харьков назначили Кремниевой долиной

2483

Отсутствие самобытности стимулирует использование устоявшихся образов. Можно в провинциальном городке построить пару высоток и назвать это вторым Манхэттеном, открыть пару залов игровых автоматов и рассказывать о втором Монте-Карло.

В общем не будем далее интриговать – в украинском государстве появится своя Кремниевая долина.

Для справки, настоящая Кремниевая долина (она же долина Силиконовая) — часть агломерации Сан-Франциско в штате Калифорния, где сосредоточено значительное количество высокотехнологичных компаний, занимающихся разработкой и производством компьютеров и их составляющих, особенно микропроцессоров, а также программного обеспечения, устройств мобильной связи, биотехнологий и так далее.

Украинская Кремниевая долина появится в Харькове. Во всяком случае, так заявил президент Зеленский. С не меньшими основаниями ровно то же самое глава государства мог бы сказать об Одессе или Днепре. Но от жителей Первой столицы отдельное «спасибо», что вспомнили именно о них.

Сознание оратора было слегка взбудоражено строкой из стихотворения Павла Тычины «Харьков, Харьков, где твое лицо?»

Когда первые лица начинают цитировать стихотворных авторов – симптом тревожный (во всяком случае, как показал опыт пятого президента Петра Порошенко, перецитировавшего значительное количество авторов от Маяковского до Хвылевого). Но это отдельная история.

Большая стройка или маленькие доделки. Зеленский в Харькове

Отвечая на вопрос поэта, шестой президент сообщил буквально следующее: «Наша задача – сделать регион еще и столицей оборонпрома, машиностроения и IT, своеобразной украинской Кремниевой долиной».

Действительно в Харькове имеются предприятия IT-отрасли или же подразделения иностранных фирм. Их масштабы не идут ни в какое сравнение с предприятиями, работящими в Калифорнии, среди которых значатся Google и Apple, с количеством сотрудников далеко за 100 тысяч человек и с чистой прибылью 30 и 55 млрд долларов в год. (Для сравнения поступления в годовой бюджет украинского государства в 2020 году должны составить – 39,5 млрд долларов).

В Харькове действительно работают филиалы нескольких иностранных компаний. Не столь крупных, но тем не менее. Вопрос в ином: какое отношение к их появлению в Харькове имеет действующая власть? Теоретически, еще меньшее, чем пятый президент и его команда к открытию двухсот заводов (часть из которых, впрочем, не превышали размеры небольшого заводского цеха).

Все предприятия IT-отрасли появились задолго до избрания нового главы государства. Возможно, во время провозглашения курса на создание второй Кремниевой долины в руках у президента была соответствующая программа с пошаговым планом действий, графиком финансирования и пакетом договоров с инвесторами? Нет? Ничего страшного. Импровизация в политике не менее важна, нежели в иных сферах. Пришла хорошая мысль, не держи ее в себе, делись с аудиторией. А что? А вдруг?

Харьков – столица машиностроения и оборонной промышленности –тема далеко не новая, но все еще временами представляется актуальной.

Во время прошлогоднего ноябрьского визита в город глава государства выражал искреннее недоумение по поводу того, что с 2009 года государство приобрело на Заводе имени Малышева всего один танк. Логика вещей должна подсказывать, что во время недавнего августовского визита глава государства должен был выразить не менее искреннее восхищение по поводу того, что государство приобрело два танка. Как ни крути, а это ровно на 100% больше.

Или же глава государства мог привезти протокол о намерениях, подписанный с иным государством, о приобретении малышевской техники (для примера, в кризисный 1991-й завод имени Малышева произвел на экспорт более 400 машин).

Но ни первого, ни второго почему-то не произошло.

Ориентированность на местный рынок также не имеет перспектив. В Харькове не настолько много богатых граждан, чтобы приобретать продукцию завода.

С гражданским машиностроением – близкая по духу история. Прошлогоднее посещение президентом Харьковского авиационного производственного предприятия тоже было многообещающим. Хотя безрезультативным.

Как в таких условиях становиться столицей машиностроения и оборонной промышленности, сказать достаточно трудно. Но доброе слово всем приятно. В том числе и жителям Первой столицы. Тем более от первого лица.

Екатерина Павловская