Без Кернеса и со скандалом. Харьковский горсовет в действии

3357

Коалиции, оппозиции, блокировка трибуны и тайные голосования. Первое заседание Харьковского городского совета нового созыва ознаменовалось депутатской гиперактивностью.

Первые голосования и распределение «портфелей» наглядно продемонстрировали, кто с кем планирует дружить, и что немаловажно, против кого собираются дружить ситуативные объединения друзей-соперников.

Как без Кернеса?

Отсутствие на сессии Геннадия Кернеса вызвало степень волнения выше нормы лишь у части политических оппонентов нового-старого мэра, очевидно, с трудом представляющих функционирование системы жизнеобеспечения без ручного управления.

«Экспертам», мыслящим преимущественно категориями вождизма, достаточно трудно достичь понимания того, что грамотно организованная управленческая система должна работать по принципу взаимозаменяемости любых отдельно взятых элементов.

В этом плане крайне показательной и во многом эффективной представляется система управления в США. Может не быть Джо Байдена. А президент есть всегда. В экстраординарном случае на первую должность перемещается вице-президент, следующий в очереди «наследования» - спикер палаты представителей. За ним - спикер сената. И так далее.

Подобные механизмы при крайне высокой степени политической нестабильности могли бы пригодиться и на местной почве.

Каждый человек незаменим как личность. Но ни один чиновник не имеет оснований претендовать на незаменимость. В противном случае вся процедура демократических выборов и так называемые социальные лифты не имели бы смысла.

В общем-то, это понятно всем. За редким исключением.

Зачем блокировали трибуну

Первый вопрос – избрание председательствующего – уже привел к политической схватке местечкового масштаба.

Часть депутатов выступила с заявлением, что сессию должен вести городской голова, а избрание иного председательствующего незаконно.

Однако далее проверки самой возможности блокирования трибуны – одного из наиболее популярных механизмов депутатского протеста – дело не пошло.

Председательствующим был избран теперь уже бывший секретарь горсовета Александр Новак. И сессионный паровоз полетел дальше вперед.

Кто остался без портфелей

Распределение должностей глав депутатских комиссий можно считать индикатором взаимной лояльности внутри депутатского корпуса.

Имеющий наибольшее количество мандатов – 34 - Блок Кернеса получил 6.

Имеющая всего 9 депутатских мест «Европейская солидарность» - 3.

Второй по численности фракции ОПЗЖ (19 депутатов) досталось всего одно место председателя.

И еще одно «слугам народа», которые равновелики с ПЕСом.

Подобный непропорциональный передел как бы намекает на формировании большинства из Блока Кернеса с прицепом в виде «Европейской солидарности». 43 голоса – это ровно столько, сколько необходимо для принятия решений. Правда, для этого коалиции придется проявлять максимальную мобилизацию. Но и возможность привлечения сторонников из иных фракций под лозугном «мы не перебежчики, мы работаем для блага харьковчан» исключать тоже нельзя.

Скорее всего, недостающие дровишки в топку коалиционного паровоза будет подбрасывать фракция «Слуга народа», у которой нет никаких идеологических разногласий с ПЕС и вряд ли таковые возникнут с Блоком Кернеса.

Две именные партии - Шария (7 депутатов) и бывшего губернатора Светличной (6 депутатов) – затолкали в категорию изгоев, демонстративно оставив без портфелей глав комиссий.

Применение пропорционального принципа предполагало бы совершенно иной итог портфельного дележа.

Таким образом сформировался и оппозиционный сегмент из двух идейно не пересекающихся (а скорее, радикально противоположных) фракций – Шария и Светличной – к которым, скорее всего, будет тяготеть и ОПЗЖ. Где же еще быть «Оппозиционной платформе» как не в оппозиции?

Рокировочка

К еще одному значимому событию стоит отнести назначение секретаря горсовета и первого вице-мэра. Секретарем стал бывший первый вице-мэр Игорь Терехов, а первым вице-мэром – бывший секретарь Александр Новак.

Детально интересующимся жизнью города членам территориальной громады остается только думать и гадать: какой был смысл их менять местами? Номинально чисто техническая должность секретаря по факту является более значимой, нежели должность первого зама, так как именно секретарь горсовета становится и.о. мэра при отсутствии оного. Собственно, именно из секретарского кресла сам Геннадий Кернес пересел в кресло мэра. То есть, по факту рокировочка означает перемещение Терехова на более значимую позицию, что как бы намекает на попытку действующего городского головы определиться с преемником.

Дмитрий Михайлов