Немецкие сокровища хранятся в Харькове (ФОТО)

3864
Жителям Первой столицы покажут уникальные гравюры.


Ко Дням Германии в Украине в Харьковском художественном музее готовятся представить коллекцию уникальных работ великого немецкого художника эпохи Северного Возрождения Альбрехта Дюрера (1471-1528 гг.). Автопортрет автора на фото ниже.

Он первым из немецких художников стал работать одновременно в двух видах гравюры — на дереве и меди - и сделал гравюру искусством, способным конкурировать с живописью. Известно, что он создал 105 гравюр на металле и не менее 180 ксилографий.

В архивах Харьковского художественного музея находятся около 30 гравюр автора на дереве и металле. Среди них есть виртуозно выполненный заглавный лист к «Апокалипсису» (одна из работ цикла на фото выше), состоящий из 15 эстампов (дата создания - 1498 г.). Особо стоит отметить высокое мастерство исполнения отдельных листов – «Мучения св. Екатерины», «Ведьмы», «Герб».

Наиболее полно представлена серия гравюр «Жизнь Марии» (дата создания - 1503-1504 гг., одна из работ цикла на фото выше): раскрывая евангельские сюжеты, художник ведет последовательный рассказ о самых значительных событиях в жизни Марии – матери Иисуса Христа. Отдельно хочется отметить единственную работу из коллекции, носящую светский характер – это одна из прославленных работ мастера – гравюра «Прогулка» (на фото ниже).

Изящные силуэты фигур кавалера и дамы, жесты рук, поворот головы – все взаимосвязано, исполнено изысканности и самоутверждения.

«Можно сказать, что с этих работ началась коллекция музея. Они были частью из 2477 работ западноевропейского искусства, принадлежавших Фридриху Аделунгу. Их купил в Петербурге основатель Харьковского университета Василий Каразин. В 1805 году гравюры поступили в собственность Харьковского императорского университета. Приобретенное собрание гравюр предназначалось для рисовальных классов университета, однако его художественная ценность превосходила значение учебного пособия», - отметила «ГХ» директор Харьковского художественного музея Валентина Мызгина.

Наряду с эстампами известных итальянских, французских и немецких мастеров (в том числе гравюр Альбрехта Дюрера) в коллекцию Аделунга входили 59 оригинальных рисунков художников разных западноевропейских школ ХVI-ХVII веков. Каталог этого собрания был подписан известными археологом Келлером, хранителем Императорского кабинета эстампов и живописцем Лабунским, живописцем Кюгельхеном, профессором скульптуры академии художеств Прокофьевым и любителем искусств Цимсеном, которые по тем временам оценили коллекцию свыше 5000 руб. и свидетельствовали: «это собрание весьма редкое и в особенности удобное служить к изучению истории гравировального искусства, и притом заключающее лучшие образцы величайших мастеров всех времен этого искусства».

Большую часть коллекции составляли эстампы – прекрасные образцы гравировального искусства этого периода. По своему разностороннему составу и высокому художественному уровню эти произведения могли занять достойное место в графическом отделе любого музея. Вторая мировая война нанесла музейному собранию огромный урон: из этой коллекции сегодня в фондах Харьковского художественного музея сохранилось лишь 48 листов.

«Стоит заметить, что работы Альбрехта Дюрера в Украине еще есть только в двух музеях: Львовской галерее искусств и Киевском музее Западного и Восточного искусства имени Богдана и Варвары Ханенко. А вот на родине автора в Нюрнберге оригиналов работ мастера вообще нет», - отметила Мызгина.

Фото и материалы: Харьковский художественный музей, соцсети