К харьковским школьникам подсадят необычных соседей

2546
«ГХ» выяснил, готовы ли в регионе к нововведению.

С нового учебного года детей с особыми потребностями в подготовительные и первые классы спецшкол набирать не будут. Их, согласно постановлению Кабмина, будут обучать в инклюзивных классах общеобразовательных школ. То есть до 2020 года все малыши, которые учатся в специальных школах (школах-интернатах) для детей с задержкой психического развития, должны будут обучаться в обычных школах.

Эта идея правительства вызвала бурю противоречивых эмоций харьковчан. Мол, «особенные» дети не виноваты, что они такие, но учиться с ними в смешанных классах хотят далеко не все.

«Я тоже училась в классе с мальчиком с каким-то психологическим отклонением. Его мама заявила, что она не хочет, чтобы ее чадо училось в специализированной школе, и поэтому он у нас в классе оказался, по месту проживания. Это было сущим адом как для его одноклассников, так и для самих преподавателей. Мальчик мог ни с того ни с сего рыдать, кидаться вещами, залезть под парку и кричать, что его хотят убить, что его кто-то преследует. Что с ним делать в моменты таких приступов – никто в школе не знал», - делится воспоминаниями с «ГХ» харьковчанка Алена.

«Лично я не хочу, чтобы мой ребенок учился в одном классе с такими детьми. Если у него нестабильная психика, то он должен учится в интернате с такими же, как он. Как и преподаватели, которые постоянно весь негатив срывают на детях, им не место в школе», - возмущена харьковчанка Ольга.

В какой-то степени с харьковчанами согласны и психологи. Говорят, что все зависит от самих людей, которые не всегда положительно относятся к тем, которые не совсем такие, как они сами.

«Во-первых, это должно зависить от диагноза - насколько такой ребенок может самостоятельно находится в классе с нагрузкой и обстановкой обычной школы. Я бы делала своеобразную градацию. Например, детки могут учиться как в обычном классе, так и в отдельном, но при этой же школе. Во-вторых, многое зависит от культуры воспитания ребенка в семье, какое отношение к таким ребятам им прививают. Очень важна благоприятная обстановка в самом классе со стороны других деток и тот факт,  насколько в школах готовы предоставить таким деткам сопровождение психолога. Я не знаю, насколько наше общество вообще готово к такому повороту», - объяснила «ГХ» психолог Ирина Шевченко.

В Департаменте науки и образования ХОГА отмечают, что на Харьковщине уже есть подобная практика, когда дети с особыми потребностями учатся в обычных школах. Больше всего такое обучение развито в сельской местности, когда родителям далеко везти «особенных» детей в спецшколы.

«Идея, что детки с особыми потребностями будут учиться в инклюзивных классах, хорошая. Однако 100% нормативной базы для этого в регионе у нас нет. Если, например, в спецшколах у нас материально-техническая база находится на довольно высоком уровне, то создать такие же условия в обычных школах для детей с девиантным поведением очень сложно. У нас нет такого количества преподавателей, чтобы их закрепить за каждым подобным ребенком. Чтобы они хорошо влились в учебную программу, им нужно ее создавать отдельно, опираясь на индивидуальное развитие каждого ребенка. То есть весь класс занимается по одной программе, а он, находясь в обычном классе, по совершенно другой, упрощенной. При этом даже самый хороший педагог обычной школы не сможет так же хорошо обучить детей с особыми потребностями, ведь для этого нужен опыт, знания, умения», - рассказал «ГХ» директор департамента науки и образования ХОГА Анатолий Бабичев.

Напомним, что недавно родители уже поднимали скандал по поводу того, что в школах факультативно введут курс «семейные ценности». Согласно методичке, женщина должна быть безмозглой красавицей, в то время как мужчина позиционируется храбрым добытчиком. После этого Министерство образования и науки отправило  курс "Семейные ценности" на повторное рассмотрение.

Читайте також: