Харьковчане собираются объехать всю Украину с необычным проектом (фото)

2156
Музыканты планируют сыграть украинскую классику во всех крупных городах страны и за рубежом.


Уже в эту пятницу, 9 ноября, в Доме Алчевских стартует всеукраинский тур, в рамках которого Молодежный академический симфонический оркестр «Слобожанский» под руководством киевского дирижера Сергея Лихоманенко сыграют классическую музыку из репертуара «украинского Моцарта» Виктора Косенка - одного из самых интересных композиторов XX века.

«Стартуем мы в Харькове, именно здесь, 90 лет тому назад, состоялось первое исполнение «Героической увертюры» – дебютного симфонического произведения Виктора Косенка, - рассказывает Сергей Лихоманенко. – Для первого концерта «11 этюдов в форме старинных танцев», в реконструированной оркестровке Леонида Быльчинского, выбраны не случайно! Ведь это произведение Косенко соответствует динамичной и креативной атмосфере Молодежного оркестра. Глубоко национальное в своей основе, оно соединяет музыку разных стилей – барокко, романтизма и неоромантизма, что, конечно же, интересно и оркестрантам, и зрителям. А еще «11 этюдов ...» интересны тем, что в них в музыкальной форме зашифровано своего рода музыкальное послание композитора, отсюда и название концерта – "Код Косенка"».

Больше о Викторе Косенко рассказал заведующий Музеем-квартирой композитора Владимир Мудрык.

«Композитор-интеллектуал, блестящий пианист и педагог… Он умер в 42 года, но оставил после себя целый ряд замечательных, романтических произведений, - поведал музыковед Владимир Мудрык. - Самое известное из них – "11 этюдов в форме старинных танцев" – было написано для фортепиано в 1928-1929 годах. Затем в 90-е годы прошлого века другой выдающийся украинский музыкант Леонид Быльчинский адаптировал сочинение для большого симфонического оркестра».

В руки Сергея Лихоманенко партитура попала от одной из его учениц - Оксаны Овдейчук, в семье которой материалы хранились около двадцати лет. Нотный текст реконструировали. Цикл был построен по сюитному принципу. В основе сочинения - традиционная сюита эпохи барокко, состоящая из старинных танцев - аллеманда, куранта, сарабанда и жига. Но автор значительно расширил цикл, введя два гавота, два менуэта, бурре, ригодон, пасакалью.

«Первое исполнение – это всегда эксперимент, но я люблю работать с произведениями, которые не исполнялись ранее, - признался Сергей Лихоманенко. – Тут важно правильно понять и передать зрителям творческий замысел композитора, а это требует тесного творческого взаимодействия с автором, а, когда это невозможно, приходится полагаться исключительно на свое «дирижерское чутье».

Поиск и реконструкция забытых шедевров - одна из «основных линий» деятельности Сергей Лихоманенко как академического дирижера. А начиналось все с работ украинского композитора Николая Колессы, которые впечатлили дирижера еще в начале музыкальной карьеры. С тех пор исполнение и популяризация украинской классической музыки приоритет в работе музыканта.

Важно, что этот проект получил поддержку художественного руководителя МАСО Гаррия Абаджяна, ведь с Молодежным оркестром Сергея Лихоманенко связывают давние узы творческого сотрудничества.

«С Сергеем коллектив сотрудничает с 2012 года и для него МАСО был первым оркестром в его дирижерской карьере», - рассказала директор оркестра Алена Еремина.

Организаторы признались, что проектом заинтересовались в Италии, Эстонии и Азербайджане, а это значит, что украинскую классику услышат и за рубежом.

Напомним, послушать замечательное произведение, «расшифровав» таким образом «Код Косенка», можно на его премьерном исполнении 9 ноября в Доме Алчевских (ул. Жен Мироносиц, 13). Справки по телефонам: (057) 706-17-16, (063) 222-25-83, (095) 592-66-68, (050) 072-41-31.

Следующее выступление МАСО «Слобожанский» состоится ровно через неделю, 16 ноября. Это будет концерт «В мажоре осень золотая», в котором прозвучат произведения Шуберта, Бетховена и Брамса. Начало мероприятий в 19.00.

Справка. Сергей Лихоманенко – украинский музыкант, дирижер, организатор экспериментальных оркестров Eclectic Sound Orchestra и Kiev Grand Classic. Идейный вдохновитель создания новых музыкальных стилей на грани электронного звука и традиционных инструментов. Осуществляет музыкальные записи с использованием симфонического оркестра и современных инструментов. Член президиума Всеукраинской ассоциации джаза, музыкальный продюсер Киевского планетария. Сотрудничал с композиторами Александром Зографосом (США), Габриэлем Денаро (Италия), Дмитрием Коноваловым (Украина), Евгением Жаку (Украина), Эльдаром Мансуровым (Азербайджан). С 2013 года постоянно сотрудничал с Академическим эстрадно-симфоническим оркестром Украины. В качестве музыкального принимал участие в съемках украинского фильма «Чунгул» и украинско-немецкого фильма «Большой бой» производства. Ведет благотворительную деятельность по поддержке молодых музыкантов, являясь основателем и организатором фестиваля поддержки молодых исполнителей «Таланты нации». С 2011 года маэстро Лихоманенко активно популяризирует украинскую академическую музыку, как в Украине, так и за рубежом.

Косенко Виктор Степанович (24.11.1896 - 03.10.1938) – украинский композитор, пианист, педагог, музыкант. В историю отечественной музыки вошёл, как мастер лирических произведений различных жанров. Характерная особенность творчества В.Косенко – сочетание лучших достижений европейской музыки с национальным украинским мелосом. Его вокальное, камерное и симфоническое творчество наполнено романтическими интонациями славянской музыки и украинской народной песни. Косенко оставил после себя десятки произведений, которые вошли в золотой фонд украинской фортепианной музыки. Одним из самых известных произведений композитора являются «11 этюдов в форме старинных танцев» для фортепиано.

Быльчинский Леонид Антонович (07.01.1924 – 11.07.2011) – звукорежиссер, педагог, основатель украинской школы звукорежиссуры. Среди звукозаписей Быльчинского - произведения в исполнении певцов Б. Гмыри, Д. Гнатюка, Е. Чавдар, Г. Циполы; пианистов - Н. Витте, Е. Ржанова, Р. Лысенко, А. Скринченка. Быльчинський является автором оркестровок и переложений произведений европейской и мировой классики. Его первые цифровые записи на компакт-дисках пяти симфоний Б. Лятошинского признаны одними из лучших в мире.

 Фото и материалы: МАСО «Слобожанский»,  соцсети

Читайте також: