Харьковчанам готовят новые налоговые сюрпризы

1420
Налоговый кодекс собираются перекроить.


Члены парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики подготовили новый проект налоговой реформы. По словам экспертов, этот проект получил поддержку президента и имеет все шансы быть одобренным в Верховной Раде.

Авторы документа предлагают несколько новаций. В частности, базовую ставку НДС собираются снизить с нынешних 20% до 15%, а налога на прибыль предприятий — с 18% до 15%. Базовую ставку на доходы физических лиц депутаты предлагают снизить до 10% (вместо ныне действующих 15% и 20%). Практически вдвое будет снижен и ЕСВ — до 20% (сейчас действует более 70 ставок — от 33,2% до 49,7%). При этом максимальную величину базы начисления ЕСВ (17 прожиточных минимумов) документ предлагает ликвидировать. Такой шаг должен привести к уменьшению налоговой нагрузки на фонд оплаты труда и создать стимул для легализации заработных плат (по разным оценкам, сейчас объем теневых зарплат составляет порядка 200-250 млрд грн.).

Одна из серьезных новаций проекта — введение системы электронного администрирования реализации топлива. Продажа топлива на внутреннем рынке станет невозможной без электронных акцизных накладных. Они будут обеспечивать сквозной контроль над движением нефтепродуктов и тем самым помогут избавить рынок от контрабанды и фальсификата.

По-новому депутаты предлагают подойти и к транспортному налогу. Его ставка останется прежней — 25 тыс. грн. в год. Но объектом налогообложения предлагают сделать автомобили стоимостью более 1 млн. грн. и не старше 5 лет (сегодня — автомобили с объемом двигателя более 3 л и не старше 5 лет).

При подготовке проекта авторы ссылались на международный опыт: мол, аналогичные ставки налога на прибыль действуют в Литве, Латвии, Румынии и Болгарии. И экономики этих стран успешно растут.

Однако экономические эксперты считают такой план нереалистичным. Причина банальна — расходы бюджета.

«Они слишком высоки, и альтернативных путей его наполнения нет — ни приватизация, ни повышение акцизов, ни доходы от легализации игорного бизнеса не будут достаточными, - уверен заместитель ОО «Публичный аудит» Андрей Вигиринский. - О снижении ставок налогов может идти речь только тогда, когда уменьшатся расходы, а это должно произойти не ранее 2017 года — когда закончатся процессы трансформации НАК «Нафтогаз Украины» и будут снижены расходы госбюджета на компенсации населению в виде субсидий, а также уменьшатся расходы на госпредприятия и на содержание чиновников».

Между тем украинцы и так ощущают на себе невиданное налоговое бремя. Так, согласно рейтингу Doing Business 2015, по уровню общей налоговой нагрузки на бизнес Украина занимает 28-е место в мире.

Особенно высокой в Украине является налоговая нагрузка на заработные платы – по этому показателю наша страна занимает пятое место в мире. Именно она является причиной того, что значительная часть заработных плат в Украине платится в конвертах, а доходы граждан, в значительной степени, пребывают в тени.

Хотя отдельные чиновники уверяют, что некоторые налоги можно и увеличить.

Например, по мнению экономического эксперта Ярослава Жалило, общая сумма налогов на недвижимость, которые оплатили украинцы в госбюджет в 2015 году - 521 млн грн, - невелика.

Также, по словам Ярослава Жалило, в налоге на недвижимость необходимо учитывать рыночную стоимость имущества, а не его общий метраж.

Что касается рыночной стоимости – она должна формироваться, исходя из многих факторов, в том числе должна быть информация, когда был построен дом и какие материалы при этом использовались.

Читайте также: