Здания, которые харьковчане потеряли


r9vzxp7avy84c04sk.jpg

Элька, смотри, какие интересные фотографии.

А что в них интересного?

1iucpr10y8boskwww8.jpg
3o4dfcxz468084s00g.jpg

Это старые фотографии прапрабабушки. Ты только посмотри – это Институт благородных девиц. Все девушки воспитывались в строгости. Им прививали хорошие манеры.

А я слышал, что в Харькове была мужская гимназия, откуда вышло много известных людей.

oprq9jgfa34cwsgc4c.jpg
13nk9ylgacjk0ggooc.jpg

У меня появилась отличная идея. Давайте устроим небольшую экскурсию по местам, где раньше были известные, но уже забытые здания.

Когда-то в Харькове существовало немало интересных зданий, которые, увы, не пощадило время.

В доме №1 по Сумской когда-то располагалась харьковская типография Карла Счасни. В начале ХХ века на этом месте решено было построить Русско-Азиатский (Северный) банк, а здание типографии — убрать.

Здание на Сумской, 33, было возведено в 1839 году по проекту московского архитектора Торопова в стиле позднего классицизма, а затем частично перестроено университетским и городским архитектором Андреем Тоном. Сначала оно предназначалось для кадетского корпуса, но поскольку такой корпус как раз открыли в Полтаве, харьковское здание передали Институту благородных девиц.

«Сначала на десять девчонок всех классов был гимназический учитель, без платы. Вскоре начали поступать просьбы от бедных дворян о приеме их детей. Заведение разрослось и переехало в дом Палаты государственных имуществ, с куполом и вывеской «Харьковский институт благородных девиц Общества Благотворительности», - писал историк Григорий Данилевский.

Во время Великой Отечественной войны оно было уничтожено.

Харьков после войны оказался одним из самых разрушенных городов в Европе. Были уничтожены десятки памятников архитектуры, вывезены в Германию многочисленные художественные ценности, в том числе картины и гравюры Рубенса, Веласкеса, Дюрера, Ван Дейка из художественного музея.

Посетивший город в 1943 году писатель Алексей Толстой отметил: «Я видел Харьков. Таким был, наверное, Рим, когда через него прокатились орды германских варваров».

Одно из первых зданий Харькова, разрушенных в годы войны, — гостиница «Метрополь», построенная в 1913–1914 годах по проекту архитектора Бориса Корнеенко. «Метрополь» считался одной из лучших и комфортабельных гостиниц Харькова. Богато обставленные номера, в каждом — обязательно умывальник и даже телефон. Отопление, парикмахерская, читальный зал и первоклассная кухня. Такого набора услуг не могла предложить никакая другая гостиница.

У «Метрополя», к большому сожалению, оказался очень короткий жизненный срок — всего чуть более четверти века. В 1954 году было выстроено новое здание, лишь отдаленно напоминавшее прежнюю роскошь.

Та же участь постигла и здание Губернского земства. Роскошный особняк в стиле неоренессанса, со временем перестроенный в безликое здание в стиле конструктивизма, был разрушен, а на его месте возвели новое здание, в котором сегодня размещаются Харьковский облсовет и облгосадминистрация.

Было разрушено до основания и здание Второй мужской Харьковской гимназии. Это учебное заведение воспитало многих известных личностей, выдающихся деятелей науки и культуры. Здесь учился биолог, лауреат Нобелевской премии, академик Илья Мечников, окончивший гимназию с золотой медалью; филолог, профессор Николай Сумцов, выдающийся филолог-славист, член-корреспондент Петербургской Академии наук Александр Потебня. Вторую мужскую гимназию окончил и композитор Николай Лысенко — основоположник украинской классической музыки, автор всемирно известных опер «Наталка-Полтавка» и «Тарас Бульба».

Не пережил войну и величественный Дворец пионеров (бывшее здание Дворянского собрания) на нынешней площади Конституции. Сооруженное в стиле русского классицизма, с высоким залом и хорами, это было одно из первых каменных зданий, построенных в центре Харькова.

 «Мы пошли в центр, на площадь Тевелева. Во Дворец пионеров попала бомба. Середина здания, там, где был центральный вход, разрушена. Окна выбиты. А как же красные пушистые рыбки? Где они? Успели их спасти? Городской пассаж, что напротив Дворца, был разрушен совершенно, и даже кое-где еще шел дым. Я так любила ходить в  пассаж с мамой! Мне он запомнился как сказочный дворец! Много-много света! И сверкают треугольные флакончики одеколонов: «Ай-Петри», «Жигули», «Кармен», их много, бесчисленное количество. И мама счастливая, как на Первое мая! А теперь - бугристая, еще горячая груда кирпичей», - написала в своих мемуарах о Дворце пионеров в годы войны Людмила Гурченко.

Не уцелело ни одного строения на нынешнем Соборном спуске. Фашисты взорвали располагавшийся здесь уникальный архитектурный ансамбль — Пащенковский пассаж.

«Вплотную к склонам расположилась колоритная Клочковская улица – главная улица казачьей Клочковской слободы. Начинается Клочковская улица или, как тогда ее называли – Клочковка, пожалуй, с одной из самых привлекательных улиц Харькова — Пащенковского (а позднее Купеческого) спуска, с множеством бывших на нем мелких магазинов и пассажем, соединенным красивым чугунным мостом с Университетской горкой – сердцем Харькова, его историческим центром. Именно здесь, напротив Купеческого спуска находится здание Успенского собора, неразрывно связанного с историей города и Гостиный двор, уничтоженный во время войны», - вспоминал профессор Яков Гельфандбейн.

Еще одно интересное здание находилось на улице Сумской. Оно было построено в 70-х — начале 80-х гг. XIX века по проекту архитектора Болеслава Михаловского. Здесь размещалось университетское студенческое общежитие, но в связи с расширением медицинского факультета это здание передали ему. В дальнейшем факультет был преобразован в самостоятельный Медицинский институт, и здание служило его главным корпусом вплоть до Великой Отечественной войны, когда и было разрушено.