Величайший мастер, проживший свои последние годы в Харькове


pw9mtlzvhpckc8cw.jpg

Мы были на экскурсии по Харьковской области и проезжали через село Федорцы. Гид рассказывала, что одна из улиц названа в честь художника… Бурачека. А что он писал?

Он прославился как великий пейзажист.

1j21jncl744k8gk0k4.jpg
1xz7gh9sl4w004w0o4.jpg

А он – харьковчанин?

Нет, но долгое время жил в Харькове.

2o1mpk7ngtk4s0c0ow.jpg

Николай Бурачек (1871–1942) внес значительный вклад в развитие украинского искусства первой половины XX века. Будучи разносторонне одаренным, он занимался станковой и монументальной живописью, театрально-декорационным искусством, проявил себя незаурядным актером, талантливым писателем и прекрасным искусствоведом. Но особенно колоритно его талант проявился в пейзажной живописи.

Николай Бурачек родился 16 марта 1871 году в небольшом подольском городе Летичев (ныне районный центр Хмельницкой области) в семье почтового служащего. Любовь к рисованию он перенял от отца, который дал ему первые уроки живописи. Первые серьезные уроки рисования будущий художник получил в Каменец-Подольской мужской гимназии, где на него обратил внимание учитель рисования и чистописания Иван Васьков.

После окончания гимназии Николай Бурачек вступил в Киевский университет имени Святого Владимира, но был исключен из числа студентов за участие в студенческих выступлениях и сослан в Сибирскую губернию. Вернувшись в Украину, 19-летний Николай Бурачек вступил в Каменец-Подольскую труппу русской драмы и стал актером.

Целых пятнадцать лет будущий художник работал актером и играл на сценах театров многих городов Украины и России. При этом Николай Бурачек не оставлял занятий живописью – оформлял театральные спектакли, а также регулярно писал пейзажные этюды. Он делал эскизы декораций к пьесам «Власть тьмы» Л. Толстого, «Лес» А. Островского, «Затопленный колокол» Г. Гауптмана и других. В это же время он пишет пейзажные этюды, акварели, работы маслом.

Переломным моментом в жизни Николая Григорьевича стало участие в Первой Всеукраинской выставке «Общества сторонников украинской литературы, науки и искусства», которая прошла во Львове весной 1905 года. Среди участников выставки были Фотий Красицкий, Иван Труш, Михаил Жук, Антон Манастырский. На картины Николая Бурачека обратил внимание уже известный тогда мастер кисти Иван Труш, назвав 34-летнего пейзажиста-любителя «Необычайно талантливым рисовальщиком».

В этом же 1905 году в Киеве Николай Бурачек познакомился с профессором Краковской академии изящных искусств Яном Станиславским и тот предложил ему учебу в Польше. Где художник и стал мастером: он постиг истинное понимание композиции, стал расчетливым в отборе изобразительных средств, у него появился серьезный подход к технике письма.

После окончания академии в 1910 году Николай Григорьевич в числе лучших выпускников едет Париж для дальнейшего совершенствования художественного мастерства.

В художественной столице мира Николай Бурачек работал в мастерских Анри Матисса, а позже – в Свободной академии искусств Поля Рансона. В конце 1912 года молодой художник вернулся в Украину и поселился в Киеве.

Художник посвятил себя созданию образов украинской природы. Его ранние произведения («Березень», 1917; «На огороде. Подсолнух», 1918; «Морозное утро», 1919), на которых сказалось влияние импрессионизма, написаны свободно, сочно. С середины 1930-х гг. от импрессионистических этюдов, написанных на пленэре, Бурачек перешел к созданию картин, которые передают обобщенный образ украинской природы («Яблони в цвету», 1936; «Дорога в колхоз», 1937; «Ревет и стонет Днепр широкий», 1941). В это время он работал и как театральный художник.

Больше всего художник известен своими пейзажами. Его картины отмечаются теплым лирическим настроением, сочностью красок, богатством цвета. Светлая живопись, прозрачность, солнечный свет и общая жизнерадостность восприятия, активное творческое отношение к жизни, природе - вот те характерные черты, которые принес Николай Григорьевич в украинское искусство. Он уверенно может быть назван одним из величайших мастеров украинского пейзажа.

Художник много ездил по Украине. Наверно, нет почти ни одной области, где бы ни писал он свои этюды - Киевская и Харьковская, Полтавская, Подолье, Донбасса, Винница, Чернигов и Крым.

«Разбираюсь в природе, - признавался художник, - люблю каждый ее кусочек, форму, освещение, колорит».

Николай Бурачек активно включается в общественную работу, и уже в 1914 году при его энергичном содействии в Киеве был открыт Салон постоянной выставки украинских, польских, российских и западноевропейских художников. А когда 22 ноября 1917 года была открыта Украинская академия искусства, начался плодотворный период педагогической работы Николая Григорьевича. Он был одним из учредителей этой Академии и одним из первых ее профессоров.

В 1918–1821 годах Николай Бурачек работал преподавателем в Киевском институте театрального искусства, с 1925 по 1927 годы – директором Харьковского художественного техникума, а в 1925–1931 годах преподавал в Харьковском художественном институте, с 1927 года назначен на должность профессора. Также он руководил мастерской театрально-декоративной живописи и вел курс натюрморта. К своим ученикам Бурачек всегда находил индивидуальный подход.

Позже его ученик Михаил Дерегус будет вспоминать: «... Деликатность и чуткое отношение Николая Григорьевича к молодым, подрастающим художникам ... Он учил всему, из чего состоит живопись, но никого не учил подражать его манере, никогда силой своего мастерства не давил творческой индивидуальности ученика, а, наоборот, раскрывая ее, всячески пытался направить на должный путь».

Последние свои 17 лет жизни Николай Бурачек работал в Харькове. Он поставил перед собой специальную задачу - изучение неба.

«Очень люблю я небо, - говорил художник. - Оно для меня является основой тональности всей картины, оно должно жить вместе с землей, которая выступает на фоне его своими формами, предметами, растениями. Я бьюсь над небом, выискиваю его дрожащие оттенки величие облаков, прозрачность и глубину неба...».

Николай Григорьевич Бурачек умер 12 августа 1942 года во время оккупации города нацистами.

Именем художника названа улица в селе Федорцы Харьковского района.

«Реве та стогне Дніпр широкий…», 1941

«Яблони», 1940

«Кавказ. Утро на море», 1937

«Днепр у Канева», 1927

«Труханов остров», 1-я четверть ХХ века

«Март» («Ветер в марте»), 1917

«Сельская улица», 1915

«Городской музей», 1913

«Университет», 1910-е

«Собор Парижской богоматери», 1911

«Автопортрет», 1911