Украинский Микеланджело, который жил в Харькове


phmnh213ppwc4skwwc.jpg

А кто такой «бешеный Иван»?

Это такой скульптор.

2n7838b0t3i8g40gso.jpg
jb7lnu848ug40k8s8g.jpg

А почему он «бешеный»?

Просто он очень много работал и подолгу проводил время в мастерской.

5vos9bqe26ko8ggws.jpg

Мировые критики называли его «украинским Микеланджело», а родные и друзья – «бешеным Иваном». Он буквально горел на работе. Мог не спать сутками. Талантливый скульптор, режиссер, сценарист, писатель… и все это один человек – Иван Кавалеридзе.

В середине XIX ст. генерал Петр Антонович Ладинский превратил в своих крепостных и вывез из Грузии в Украину несколько семей, которые подозревались в сочувствии Шамилю. Постепенно на хуторе Ладанском (Полтавская губерния) привыкли к диковинным для наших мест фамилиям: Цинаридзе, Кавалеридзе, Чониани и Орбелиани.

Утром 13 апреля 1887 г. представители этой грузинской диаспоры собрались в доме Петра Кавалеридзе, чтобы поздравить его с рождением сына. Появившегося на свет «в сорочке» мальчика назвали Иваном. Ему предрекали счастливую жизнь и желали стать священником или волостным писарем. А родная тетка, бывшая женой художника, горестно причитала: все, что угодно, только бы Ваня не стал художником.

Опасения тетушки оказались не совсем напрасными. Иван Кавалеридзе стал выдающимся украинским скульптором, а кроме того, кинорежиссером и драматургом. До революции 1917 г. он успел победить в двух всероссийских конкурсах. Результатами этих побед стали памятник княгине Ольге в г. Киеве и памятник Т.Г. Шевченко в Ромнах.

Октябрьская революция выдвинула на передний план новых героев. В 1923 г. в столице Украины городе Харькове объявили конкурс проектов на памятник знаменитому революционеру Артему Сергееву. Бороться за участие в сооружении монумента решили 83 скульптора. Первую премию не дали никому, а вторую получил 36-летний Иван Кавалеридзе. По задумке скульптора-новатора 15-метровая статуя революционера должна была стать воплощением новой эпохи. В выбранном для памятника материале: железо символизировало силу, а бетон – стойкость. Склон внушительного пьедестала представлял собой трибуну, под которой находился проезд для транспорта.

Для работы над памятником Кавалеридзе переезжает в Харьков. Он устраивается художником в издательство «Коммунист», которое находилось на улице Пушкинской, 33. Здесь же ему выделили под жилье крохотную комнату, в которой чуть раньше обитал Павел Тычина. При издательстве была создана и скульптурная мастерская. Позже Кавалеридзе вспоминал, что приходилось спать на кипе газетной бумаги и работать в пальто при температуре 4 градуса. По утрам, по дороге на работу, к нему заглядывал председатель Совнаркома Влас Чубарь, а раз в неделю приходил Петровский. Им скульптор не жаловался, а жене писал: «Зарплату задерживают. Фигуру заканчиваю; сил нет. Повторяется прошлогодняя история: полчаса работаю - час лежу».

Памятник Артему установили в городе Бахмут. После этого власти заказывают Кавалеридзе скульптуру Ленина-оратора для здания ВУЦИК и памятник Ленину для Привокзальной площади, который так и остался неосуществленным.

Кроме того, по улице Пушкинской, 5, расположено здание треста «Дон-уголь», построенное в 1925 году. Мало кому известно, но фигуры шахтеров на фасаде, выполненные в модном тогда стиле конструктивизма также принадлежат творчеству Ивана Кавалеридзе.

В 1926 г. скульптор принимает участие в еще одном конкурсе. На этот раз, на монумент Шевченко в Каневе, но победителем там стал Матвей Манизер. Кавалеридзе удается превратить свое поражение в триумф. Свои конкурсные идеи он реализует в двух великолепных памятниках Кобзарю для Полтавы и Сум.

Однако творчество не давало достаточных средств к существованию. Чтобы свести концы с концами, скульптор устраивается заведующим художественно-скульптурной мастерской при Центральной комиссии помощи детям. Под его руководством сироты, вчерашние беспризорники, осваивали азы искусства и зарабатывали на жизнь лепкой предметов домашнего обихода: пепельниц, чернильниц, пресс-папье. Неожиданно для Ивана Петровича эти подростки стали ему бескорыстными и преданными помощниками. Они охотно помогали строить каркасы создаваемых памятников.

Последний год пребывания Кавалеридзе в Харькове стал самым плодотворным в его творчестве. На двух выставках мастер с успехом демонстрирует 10 работ, именно здесь, в Харькове, Кавалеридзе создает свой самый знаменитый памятник - гигантскую 30-метровую скульптуру Артема в стиле конструктивизма, которую установили на высокой меловой горе в городе Славяногорск. Эта работа одновременно является памятником беззаветного, бескорыстного служения искусству. Свой гонорар автор почти полностью потратил на возведение монумента и поэтому получил из положенных ему 5000 всего 92 рубля.

Памятник Артему в Славяногорске стал последней крупномасштабной скульптурой художника. Бесконечно делать памятники вождям революции Иван Кавалеридзе не хотел. Он уезжает в Одессу, где всерьез занимается кинематографом. Но связи с полюбившимся Харьковом на этом не оборвались. На роли героев своих фильмов: гайдамаков, колиивцев, запорожцев, крестьян Кавалеридзе приглашает своих друзей, талантливых актеров харьковского театра «Березилъ» - Ивана Марьяненко, Леся Сердюка, Валентину Чистякову и Наталью Ужвий. В его последнем фильме «Гулящая», который был снят в 1961 г., главную роль сыграла харьковчанка Людмила Гурченко.

Став известным кинорежиссером, Иван Петрович последовательно отстаивал позиции свободного и честного творчества. Два его фильма безжалостно уничтожили, «Прометей» дважды, в 1933 и 1968 гг., запрещали к показу, а «Колиивщину» сильно порезали перед выходом на экран. После печально известного хрущевского скандала на выставке в Манеже Ивану Кавалеридзе повесили ярлык формалиста. По приказу ретивых чиновников за одну ночь уничтожили памятник Шевченко в Сумах, под постоянной угрозой разрушения оказались монументы в Полтаве и Ромнах. Сценарии Кавалеридзе перестали включать в планы съемок киностудий.

Используя бесценный опыт сценариста и режиссера, Иван Петрович начал писать драмы. Но из 12-ти законченных пьес в условиях творческих гонений удалось поставить только четыре. Одна из них «Перекоп» с успехом прошла в 1967 г. в Харьковском театре украинской драмы. Так харьковчане поддержали автора, который в Киеве находился под негласным запретом.

Все грани таланта Ивана Кавалеридзе объединяет один, самый любимый им образ. Судьба сына полтавского крестьянина, поэта, философа и, путешественника Григория Сковороды вдохновила художника на создание пьесы «Григорий и Параскева», фильма «Григорий Сковорода» и 6-ти памятников. Первый из них был поставлен в 1922 г. на родине философа в Лохвице, последний - в 1976 г. в Киеве. Это произведение стало последней крупной работой скульптора. Он создал семь его вариантов, один из которых в 1992 г, был установлен в Харькове возле стены Свято-Покровского монастыря.

В 1997 г. к 110-летию со дня рождения Ивана Кавалеридзе в Киеве восстановили самую первую его конкурсную работу – монумент княгине Ольге, уничтоженный в 20-е гг. в разгар борьбы с памятниками царизму.

По материалам статьи Инны Можейко