Церковь, которая при возведении притягивала смерть


x84xpoisw6sco4408o.jpg

Мама, а верить в чудеса – это плохо?

Что ты, сынок. Наоборот это прекрасно. А почему ты спрашиваешь?

aqsss77f2w0gkgww8o.jpg
yi6sqjamo5c404w4cw.jpg

Да, мы с ним изучали харьковские храмы. Один из них получил название в честь иконы, которую нашла девочка.

Она трижды рассказывала, где лежит чудотворная икона, а ей никто не верил, так как эти знания она получила во сне.

22lz9cf0pccko4wwo4.jpg

На днях христиане отметили 438-й год с обретения чудотворной иконы Казанской Божией Матери. Согласно легенде, девятилетней дочери стрельца Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать Ее икону, зарытую в земле еще при господстве мусульман тайными исповедниками Православия. На слова девочки не обратили внимания. Трижды являлась Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона.

Наконец, Матрона со своей матерью стали рыть в указанном месте и обрели святую икону. На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес святой образ в близрасположенный храм во имя святителя Николая, откуда, после молебна, перенесли его с Крестным ходом в Благовещенский собор — первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иваном Грозным. Во время шествия получили исцеление два слепца — Иосиф и Никита.

Царь Иван Грозный повелел воздвигнуть на месте явления Казанской иконы Божией Матери храм в ее честь и основать в нем женский монастырь. Впоследствии в этом храме и поместили чудотворную икону.

К слову, в честь Казанской матери была освещена и Казанская церковь в Харькове. Это один из немногих храмов Харьковской епархии, в которых с самого основания и до наших дней никогда не прекращались богослужения.

Мечта о своем собственном, настоящем храме никогда не покидала жителей Лысой Горы. Трудно сказать, сколько бы они мечтали, если бы не богатый купец Константин Петрович Уткин. Был он человеком набожным, много жертвовал на храмы, возглавлял комитет по постройке Благовещенского собора, был его старостой. В 1901 году Константин Уткин отдает принадлежавший ему участок земли на Лысой Горе для возведения церкви и жертвует на него три тысячи рублей. Сам организовывает церковное попечительство по сбору пожертвований на строительство Казанско-Серафимовского храма. Проектировал церковь епархиальный архитектор Владимир Немкин — известный зодчий, построивший в Харькове несколько храмов. Трехпрестольный Казанский храм он создал в русско-византийском стиле, соединяющем архитектурные приемы византийской и древнерусской средневековой архитектуры, что придает храму особую монументальность и величественность.

Владимир Немкин умер, не завершив строительство, и работу продолжил его преемник — архитектор Владимир Покровский. Качество строительных работ и их материальное обеспечение контролировал Константин Уткин, но за год до окончания работ он погиб от рук неизвестных преступников.

К строительству церкви, начатому в 1904 году, были привлечены мастера из старинного города Сарова (ныне Нижегородская область), вернее будет сказать — из мужского монастыря Свято-Успенской Саровской пустыни. Дело в том, что последний храм обители Саровской пустыни был заложен в 1897-м, а освящен в 1903-м в честь преподобного Серафима Саровского. Через год хорошо зарекомендовавшие себя строители из Сарова были приглашены в Харьков для возведения новой церкви на Лысой Горе. Потому не случайно Казанскую церковь еще называют Серафимовской, а её правый предел освящен в честь чудотворца Серафима Саровского.

Для строительства церкви было использовано четыре миллиона глинообожженного красного кирпича, изготовленного на трех местных заводах. Площадь храма с алтарем 950 кв. м. Высота от основания до креста центрального купола — 75 м. Особого внимания заслуживает пол храма, выложенный высококачественной ковровой метлахской плиткой.