Старейший театр для детей, который находится в Харькове


2ybsijtiyso48ssc44.jpg

А, правда, что Харьковский театр юного зрителя самый старый?

Правда. Но только среди театров для детей.

ssm0ke9spg0cwccg0c.jpg
1xqonx56dwsgwo8co0.jpg

Этот театр дважды пережил «возрождение» - после войны и после пожара.

Харьковский театр для детей и юношества начинает свою историю с 1920 года. Именно он, вместе с Центральным детским театром в Москве и Ленинградским ТЮЗом, считается старейшим театром для детей.

Он появился благодаря активной деятельности руководителей Первой государственной Высшей театральной школы, созданной в 1919 году, по инициативе заведующего театральным и репертуарным отделами, профессора Харьковского университета Александра Белецкого.

На тот момент в высшей школе работало два отделения: одно — с шестимесячным курсом для переподготовки актеров дореволюционных театров (им руководил сторонник реалистического театра, известный режиссер Николай Синельников), второе — двухгодичный курс с широкой художественной программой обучения актерскому мастерству и истории искусств. Заведовал школой молодой режиссер, приверженец зрелищного театра Сергей Пронский.

Именно это противоречивое сочетание методов работы двух педагогов обеспечивало молодым актерам разностороннюю подготовку.

Располагалась театральная школа в бывшем театре миниатюр «Пельтцер», так называемом «Екатерининском театре». Именно в том помещении, где сегодня работает Харьковский театр для детей и юношества, в декабре 1920 года спектаклем «Злой галл» по пьесе Н. Толмачева в постановке Сергея Пронского и открылся «Театр сказки», актерами которого были студийцы Высшей театральной школы.

Перед только что созданным коллективом остро стоял вопрос новой детской пьесы.

«В период репертуарного кризиса и поисков выхода из него совершенно случайно подвернулась новая и нигде еще не шедшая пьеса Ричарда Победимского «Подвиги Геркулеса», — писал в своем сборнике «Театр для детей» Александр Белецкий, скромно умалчивая, что Ричард Победимский — его творческий псевдоним.

Это была созвучная эпохе пьеса-гротеск с элементами буффонады и пародийности. Режиссер Сергей Пронский долго искал актера на роль Атланта. Отчаявшись найти исполнителя среди профессиональных актеров, привел в школу молодого студента Харьковского лесотехнического института Марка Рейзена. Недолго прослужив в детском театре, Рейзен перешел на сцену Харьковской государственной оперы, а 1930 году стал солистом Большого театра в Москве и народным артистом СССР.

Сценографическое оформление «Подвигов Геркулеса» осуществляли Николай Акимов и Григорий Цапок. Позднее Акимов, известный театральный художник и режиссер, возглавил Ленинградский театр драмы и комедии на Невском проспекте, который сегодня носит его имя.

Следующим этапным спектаклем тоже стала пьеса Ричарда Победимского «Хубеане», рассказывающая о борьбе негритянского племени против эксплуататоров. Спектакль, поставленный режиссером Владимиром Вильнером, получился ярким и острым. Прекрасную музыку к нему написал Исаак Дунаевский. Декорации к спектаклю создал известный театральный художник Борис Косарев, с именем которого связывают возникновение в Украине авангардной живописи.

Пьесе молодого драматурга Владимира Гжицкого «По зорі» было суждено стать первой оригинальной украинской пьесой для детей на сцене «Театра сказки», уже переименованного в Первый государственный театр для детей. Режиссер Юхим Юхименко, композитор Константин Богуславский и художник Андрей Хвостенко-Хвостов с большим вкусом использовали в спектакле украинскую народную музыку и декоративно-прикладное искусство.

Через несколько лет творческих исканий и борьбы с материальными трудностями театр добился признания. В 1925 году было широко отпраздновано 5-летие. Виновники торжества получили поздравления от театра «Березіль», днепропетровского театра им. Т. Г. Шевченко, театр им. И. Я. Франко, Московского театра Всеволода Мейерхольда, Государственного еврейского театра и Ленинградского ТЮЗа.

С 1933 года это уже Харьковский театр юного зрителя, носящий имя пролетарского писателя А. М. Горького.

В июне 1941 года из Харьковского ТЮЗа, уже на второй день войны, с оружием в руках на фронт ушло 53 человека. В первые дни войны труппа была эвакуирована в Западную Сибирь. Вернуться в Харьков коллективу было не суждено — в 1944 году он начинает работать как Львовский ТЮЗ.

Новую страницу в историю детского театра в Харькове впишут главный режиссер областного драматического театра Феоктист Александрин и народный артист СССР Лесь Сердюк. Возрожденный ими Харьковский театр юного зрителя 22 октября 1960 года откроет свой первый театральный сезон спектаклем «Именем революции» Михаила Шатрова.

Возрожденный театр продолжает развивать традиции, заложенные еще в 1920-е годы, когда при яркой, зрелищной форме и широком использовании декорационно-музыкального оформления спектакли сохраняли глубокую психологичность. Театр постоянно принимает участие и побеждает на всесоюзных и республиканских смотрах и фестивалях.

Когда на смену Александрину пришел Леонид Хаит, на сцене ТЮЗа воцарился дух современности. Успешные спектакли идут один за одним — «Пузырьки» А. Хмелика, «Двадцать лет спустя» М. Шатрова, «Последние письма» З. Сагалова, «Божественная комедия» И. Штока, «Человек на все времена» Р. Болта, «Девочка и апрель» Т. Ян, «Бранденбургские ворота» М. Светлова, «Эй ты, здравствуй» Г. Мамлина, «Свободное небо» Л. Устинова, «Грозе навстречу» В. Александровой и многие другие.

После пожара в 1972 году ТЮЗ долго скитался по клубам, пока временно не обосновался во дворце культуры «Пищевик», дожидаясь пока будет восставлено сгоревшее помещение. В середине 1970-х годов, один из ведущих актеров театра Александр Беляцкий поступает на заочный режиссерский курс училища им. Б. Щукина, а после его окончания становится главным режиссером Харьковского ТЮЗа.

В 1977 году за героико-романтическую трилогию «Письма к другу» А. Лиханова, «Начало фанфарного марша» З. Сагалова, «Бой идет во тьме, чтоб закончиться светом» С. Борзенко театр награжден дипломом I степени Министерства культуры СССР и республиканской премией им. Н. Островского. Он стал носить имя театра Ленинского комсомола, а режиссер трилогии Александр Беляцкий получил звание заслуженного артиста Украины.

В середине 1980-х годов значительными событиями в культурной жизни Харькова стали спектакли «Лес» А. Островского и «Бег» М. Булгакова, поставленные главным режиссером Борисом Варакиным. В начале 1990-х годов на афише появляются имена М. Кропивницкого, В. Винниченко, Леси Украинки, В. Шекспира, С. Беккета. В 1993 году театр переименовывается в Харьковский театр для детей и юношества. С 1996 года его возглавляет заслуженный деятель искусств Украины Юрий Старченко. В сентябре 2009 года звание заслуженного работника культуры получила директор театра Лариса Дедюля.

Коллектив постоянно принимает участие во всеукраинских фестивалях. В апреле 2009 года спектаклем харьковчан «Ночь перед Рождеством» открылся фестиваль «В гостях у Гоголя» в Полтаве, посвященный 200-летию великого писателя. Незадолго до этого театр принимал участие во Втором открытом театральном фестивале спектаклей для детей и юношества «ТЮЗы-2009», проходившем с 21 по 28 сентября в Макеевке Донецкой области. Харьковчане представили спектакли «Золотое руно» Александра Драчева (детский) и «Никогда не говори — «никогда» (для взрослых).

Как и два года назад, сценография театра снова была признана лучшей. На фестивале «ТЮЗы-2007» шел спектакль «Тайна Снежной Королевы» Ганса Христиана Андерсена. Как и в 2007 году, жюри фестиваля «ТЮЗы-2009» присудило художнику-постановщику Аркадию Чадову диплом за лучшее сценографическое оформление спектакля.

Как и полстолетия назад, занимательные сказки для детей, героические рассказы о современниках, проблемные спектакли для молодежи, классические произведения отечественных и зарубежных драматургов определяют репертуарную политику театра. Разнообразие жанров и авторов свидетельствует о широких художественных и творческих возможностях коллектива и о его готовности к откровенному разговору со зрителем.