Семья Маламет идет в цирк


wabgxmn3nb44ko8w48.jpg

Мам, пап, а куда мы пойдем на выходных? В парке недавно уже были.

Можем пойти в какой-нибудь музей, их у нас в городе много.

n2rs222g1yscoo8448.jpg
i2g70q3h9xc0wswcw4.jpg

Да ну, это скучно.

 Может, в цирк? Это же так здорово! Акробаты, фокусники, звери разные…

c1vr42jpiio0scsow.jpg
aqhptkvn114wgswkoc.jpg

Я слышал, у нашего цирка какие-то проблемы?

Ну что ж… Цирк, на мой взгляд, отличное место, чтобы провести там вечер выходного дня.

6l0xrfql4c0sg4okg0.jpg

История Харьковского цирка берет свое начало в 60-х годах XIX в. Тогда цирковые представления пользовались огромной популярностью у харьковчан, и антрепренеры наперебой просили у городских властей разрешения выступить здесь.

В 1862 г. на Московской улице был построен первый стационарный деревянный цирк. Он принадлежал Вильгельму Суру, герою рассказов Куприна. В 1881 году французские антрепренеры братья Годфруа построили на Торговой площади (ныне площадь Павловская) деревянный цирк и получили право пять лет организовывать там представления. Однако аренду им не продлили по причине участившихся пожаров в деревянных цирках, и здание было разобрано. Спустя два года в Харькове появилось еще два деревянных цирка: на Михайловской площади (сегодня – площадь Руднева), принадлежавший итальянцу Эрнесто Чинизелли, и в районе Жандармской площади (ныне площадь Милиционера) — знаменитых братьев Никитиных.

Постепенно деревянные цирки ушли в небытие. В 1906 году Генрих Грикке, сколотивший состояние на оранжереях, построил первый каменный цирк. (Поговаривали, что Грикке решил сделать столь дорогой подарок своей возлюбленной, артистке.) Здание цирка Грикке было возведено наподобие парижского цирка братьев Франкони — образца цирковых стационарных зданий конца XIX века, с электрическим освещением и калориферным отоплением. Зрительный зал был универсальным и при необходимости трансформировался в театр. Здесь работали многие театральные труппы, в том числе коллектив, возглавляемый корифеями украинской сцены Марком Кропивницким, Панасом Саксаганским и Николаем Садовским.

Именно здесь начинали свой творческий путь такие известнейшие мастера манежа, как клоуны-дрессировщики Владимир и Юрий Дуровы, клоун Константин Берман, укротительница Ирина Бугримова, эквилибрист Петр Маяцкий, куплетисты Григорий Рашковский и Николай Скалов, иллюзионист Эмиль Кио.

16 апреля 1966 года горсовет принял решение о строительстве нового здания цирка. Под него выделили участок на стыке площади им. Урицкого и Красношкольной набережной. За основу взяли проект института «Гипротеатр», разработанный для Новосибирска, и внесли изменения с учетом местной специфики. В новое здание Харьковский цирк переехал в начале 1974 г., и уже 9 апреля дал первое представление. На манеже Нового цирка поражали публику своим мастерством многие известные артисты: иллюзионист Илья Символоков, звезда «Полосатого рейса» Маргарита Назарова, клоуны Михаил Румянцев (Карандаш), Олег Попов и многие другие. «Спасибо харьковчанам! — написали на своей фотографии Юрий Никулин и Михаил Шуйдин. — Мы оттачивали свое мастерство на харьковском манеже».

Харьковский цирк носит имя выдающейся дрессировщицы Ирины Бугримовой, которая родилась в Харькове 13 марта 1910 года. В детстве она занималась балетом и различными видами спорта. Мотоспорт свел ее с будущим с мотогонщиком Александром Буслаевым, ставшим впоследствии её мужем. Совместно они создали цирковой номер "Полет на санях из-под купола цирка".

В 1937 году советский цирк закупил группу дрессированных леопардов, и управляющий цирками Александр Данкман совершенно неожиданно предложил Бугримовой совместить трюки и дрессуру. Такого в цирке еще не бывало.

Бугримова согласилась и взялась сделать номер с леопардами. А потом поняла, что лучше делать номер со львами — истинными царями зверей. Ей пошли на встречу и подарили трех львят. Ирина Николаевна назвала их Кай, Юлий и Цезарь. Поскольку разработанных методов дрессуры львов не было известно, молодая дрессировщица вынуждена была двигаться на ощупь, доверяя собственной интуиции.

В каждом своем выступлении Бугримова старалась показать маленький спектакль, а не только набор трюков. Её львы выполняли невероятные по сложности номера: ходили по канату, вместе с укротительницей качалась на качелях под куполом цирка. Большой успех у зрителей имели номера «Лев в воздухе», «Лев на мотоцикле», «Лев на проволоке», «Прыжки через огненное кольцо», «Ковёр» и многие другие.

А чего стоил только трюк «Кресло смерти»! Ирина садилась на своеобразный трон, два льва передними лапами опирались на его подлокотники, а третий – на спинку. Укротительница начинала кормить зверей мясом. При этом один зверь буквально дышал ей в шею. Это был огромный риск, но Ирина Николаевна доверяла своим питомцам.

В 1976 году во время гастролей во Львове львы неожиданно взбунтовались и напали на Бугримову прямо на арене. Помощники отбили ее от хищников, но после этого происшествия дрессировщица решила прекратить выступления.