Реактивный транспорт Первой столицы


hdyjla26s3wosc4swg.jpg

Элька, а пойдем со мной посмотрим, как создаются скоростные машины?

Тоже мне, невидаль какая. Подумаешь, какие-то машины. Не пойду.

yss8u62u1c0wksocw.jpg
rshmwir1vvkgwoskcc.jpg

Доченька, а ты знаешь, сколько рекордов скорости установили машины, которые создали у нас в Харькове?

Не больше десяти.

c1shv86ow68ggkwow.jpg

Лаборатория скоростных автомобилей (ЛСА) была создана ректором ХАДИ Борисом Владимировичем Решетниковым в 1953 году, а спустя восемь лет при ней начало работать студенческое проектно-конструкторское бюро (СПКБ), где под руководством рекордсмена мира и СССР, заслуженного мастера спорта Владимира Константиновича Никитина студентами было сконструировано и изготовлено 30 моделей автомобилей. Известные из них: спортивно-туристические автомобили «ХАДИ-2», «ХАДИ-15», рекордно-гоночные «ХАДИ-С», «ХАДИ-4», «ХАДИ-5», «ХАДИ-7», «ХАДИ-9», шоссейно-кольцевые и гоночные «ХАДИ-8», «ХАДИ-10», рекордно-гоночные электромобили «ХАДИ-НЕ», «ХАДИ-13Е», «ХАДИ-2 IE», «ХАДИ-23Э», драгстер «ХАДИ-24», «ХАДИ-26», «ХАДИ-27». Большинство этих автомобилей уникальны по своим конструкциям. На них установлено 42 рекорды скорости.

За основу каждого автомобиля марки «ХАДИ» принимались дипломные проекты студентов вуза. Эта традиция берёт своё начало с 1952 года, когда студент Л. Кононов предложил своё видение автомобиля «ХАДИ-1», а уже в 1954 году, участвуя в официальных заездах, им был побит республиканский рекорд скорости – 146 км/ч на дистанции 1 км с хода.

Автомобиль ХАДИ-2 – первый в СССР автомобиль со стеклопластиковым кузовом спортивно-туристического класса. ХАДИ-2 построили в 1961 году. Это двухместный малолитражный автомобиль с открытой кабиной с мотоциклетным двигателем М-72. До сих пор модернизированный автомобиль ХАДИ-2 выезжает на площадь перед институтом при проведении ритуала посвящения в студенты. Каждая последующая разработка отличалась в корне от предыдущей, отражая смелые поиски студентов и их наставников.

Особенно всем дорога необычная малютка ХАДИ-3, прозванная за характерную форму “карандашом”. Это была одна из первых и любимых работ лаборатории. Ее конструировал Т. Утемов под руководством В. К. Никитина. Она легка и миниатюрна – весит 180 кг – меньше, чем любая другая гоночная машина. ХАДИ-3 построили в 1963 году. Сзади установлен одноцилиндровый двигатель от мотоцикла ESO объемом 498 куб. см., мощностью в 36 л. с., четырехступенчатую коробку передач и колеса как у детского самоката. Высота машины едва превышает 500 мм, длина составляет 4000 мм, а ширина всего 670 мм. Из-за своих параметров ХАДИ-3, занесена в Книгу рекордов Гиннеса, как самая маленькая гоночная машина.

ХАДИ-4 повезло меньше. Она послужила хорошим уроком для своих создателей, напомнив, что с огромными скоростями нельзя шутить. Рабочий объем цилиндров двигателя составлял 3000 куб. см. Может, были допущены ошибки в расчетах. Может, что-то попало под колесо. В первом заезде на озере Баскунчак ничто не предвещало беды. И вот “четверка” мчится на огромной скорости в обратном направлении. Вдруг на одном из колес лопнула шина. Машину понесло прямо на хронометристов. Лишь мгновения хватило В. К. Никитину, чтобы оценить опасность ситуации и успеть отвернуть руль в сторону. Но машину спасти не удалось. Она взмыла в воздух, перевернулась и, грохнувшись на твердую соляную корку, загорелась. Сам гонщик чудом остался в живых.

Следующему автомобилю - ХАДИ-5 - была суждена долгая спортивная жизнь. Он также стал базой для очередных харьковских рекордсменов. Это была полностью закрытая машина с обтекаемым кузовом, собранным из двух половинок. Машина весила всего 450 кг, а кузов лишь 30 кг. В конструкции ХАДИ-5 использованы многие узлы и агрегаты серийного автомобиля ГАЗ-21 “Волга” и экспериментальный 126-сильный двигатель. Первый старт ХАДИ-5 состоялся летом 1966 на бетонной полосе аэродрома Чугуева, где присутствовали сотни зрителей. За руль ХАДИ-5 сел В. К. Никитин. Дистанция 500 м с места показалась очень длинной. Но результат оказался неплохим: 18,09 сек. при скорости 99,5 км/ч. Это выше международного достижения. Километровая дистанция пройдена за 25,17 сек. со средней скоростью 143 км/ч, причем на финише машина развила скорость порядка 290 км/ч. Результат – лучше всесоюзного рекорда. На следующий год В. К. Никитин на “пятерке” превысил свое прежнее достижение на пятисотметровке, доведя его до 103,7 км/ч.

В тех же соревнованиях успешно участвовал и новый необычный автомобиль ХАДИ-7. Это был первый в восточной Европе газотурбинный рекордно-гоночный автомобиль, имевший в 1966 году максимальную скорость 400 км/ч. Демонстрировался на выставках в Праге, Монреале, Канзас-Сити, Питсбурге, Милане, Гаване, а также участвовал в рекордных заездах 1966-70 годах и установил три рекорда, превышающие мировые достижения.

В 1967 году на старте появился и еще один первенец – ХАДИ-8. На этот раз это был обычный автомобиль для шоссейно-кольцевых гонок, с обтекаемым кузовом. Тогда Владимир Капшеев установил на нем рекорд на дистанции 500 м в классе до 5000 куб. см. – 96,5 км/ч.

Во время соревнований по шоссейно-кольцевым гонкам этот автомобиль получил существенные повреждения. В течение 1971-1972 годов он был восстановлен с большими конструктивными изменениями, при этом получил название ХАДИ-10, продолжив участие в соревнованиях.

А в 1970 году было единогласно решено строить на базе рекордной “пятерки”, исчерпавшей свои возможности – электромобиль с порядковым номером ХАДИ-11Э. В мае 1972 года новый электромобиль из ХАДИ вызвал не только восхищение у знатоков, но и растерянность у строгих и беспристрастных судей. Они оказались неподготовленными к встрече с электрической рекордной машиной. Новая машина при испытаниях на Чугуевском аэродроме порадовала своих создателей: 500 м с места она прошла со средней скоростью 60,7 км/ч, а на 1 км показала 94,66 км/ч. Ее максимальная скорость превышала 120 км/ч.

В августе 1973 года ХАДИ-11Э уже вполне официально стартовал на динамометрической дорожке автополигона в Дмитрове и стал обладателем сразу трех всесоюзных рекордов скорости. Два из них были установлены Ю. Стебченко: на дистанции 0,5 км с места – 93,7 км/ч (выше мирового рекорда) и на дистанции 1км с хода – 145,7 км/ч. Третий рекорд принадлежал студенту ХАДИ В. Гавриленко, который прошел дистанцию 1 км с места со скоростью 109,1 км/ч.

Второй рекордно-гоночный электромобиль ХАДИ-13Э создавался в 1974 – 1975 годах. Расчетная максимальная скорость ХАДИ-13Э была выбрана так, чтобы превысить рекорд, показанный американцами. В октябре 1977 года в ходе официальных рекордных заездов было установлено три новых всесоюзных рекорда скорости. Два из них принадлежали Д. Сильчику: на дистанции 0,5 км с места – 96,2 км/ч (выше мирового) и на дистанции 1 км с хода – 161,7 км/ч. Третий рекорд установил Р. Апшилава, пройдя дистанцию 1 км с места со средней скоростью 115,9 км/ч.

К 50-летию ХАДИ в лаборатории скоростных автомобилей было решено создать двухместный, спортивно-туристский автомобиль ХАДИ-15. Работы по созданию этого автомобиля возглавил выпускник кафедры автомобилей Николай Семененко. Машина создавалась в 1980 - 1981 годах и имела автомобильный двигатель ВАЗ-2103 с рабочим объемом 1500 куб. см. и мощностью 85 л.с. Рама пространственная, трубчатая; масса автомобиля 650 кг; расчетная скорость - 200 км/ч. К сожалению, жизнь созданной машины была короткой и без рекордных результатов.

Уже осенью 1983 года Ю. Стебченко вывел на чугуевскую трассу свой новый, рекордный автомобиль ХАДИ-21Э. На этот раз новинка коренным образом отличалась от своих предшественников не только внешним видом, но и принципиальной схемой компоновки. Электромобиль был выполнен не по «закрытой схеме», принятой для большинства рекордных машин, а имел открытые колеса и даже антикрыло, обычно применяемое на автомобилях, участвующих в кольцевых гонках.

«Боевое крещение» ХАДИ-21Э конструктор и гонщик провел на дистанции - 500 метров. Стартуя с места, по сумме двух заездов Ю. Стебченко показал результат 99,1 км/ч. Новый всесоюзный рекорд скорости, являющийся одновременно и международным рекордом для электромобилей собственной массой до 500 кг, превысил прежний результат, показанный Д. Сильчиком в 1977 году на ХАДИ-13Э, на 2,9 км/ч.

Автомобиль ХАДИ-24 открывает новое поколение рекордно-гоночных автомобилей, построенных в лаборатории скоростных автомобилей ХАДИ, это - дрегстеры. Специальные автомобили с увеличенной колесной базой и максимальной загрузкой задней оси для получения максимальных сцепных свойств колес. Над созданием автомобиля работали молодые инженеры лаборатории И. Лукашев и М. Гриненко.

В октябре 1984 года на аэродроме под городом Изюм группой студентов и инженеров на автомобиле ХАДИ-24 было установлено четыре всесоюзных рекорда скорости. На дистанции 500 метров заведующий лабораторией скоростных автомобилей, инженер Г. Билис в классе 750 куб. см. установил рекорд 112 км/ч, а на дистанции 1000 метров инженер М. Кузенков установил рекорд 132,7 км/ч. В классе 500 куб.см на дистанции 500 метров инженер П. Бородай установил рекорд, равный 110,4 км/ч, а инженер М. Гриненко на дистанции 1000 метров достиг скорости 132,8 км/ч. На этом автомобиле установлен метаноловый двигатель «Ява-500» мощностью 42 кВт.

С 1983 по 1988 год в лаборатории скоростных автомобилей ХАДИ было построено еще три рекордно-гоночных автомобиля типа дрегстер: это ХАДИ-26, ХАДИ-27 и ХАДИ-28Э.

Эти автомобили были построены, но участия в рекордных заездах не принимали, так как соревнований на установление рекордов скорости в СССР и в Украине не проводилось. Поэтому созданные автомобили стали постоянными участниками различных автомобильных выставок.

С 1988 по 1990 год сотрудники лаборатории скоростных автомобилей работали над проектированием гоночного автомобиля для кольцевых гонок ХАДИ-29. За короткий промежуток времени (восемь месяцев 1991 года) автомобиль был построен, и с 1992 года является постоянным участником чемпионатов Украины по автомобильным кольцевым гонкам.

На базе лаборатории создана спортивная команда «ЛСА-ХАДИ», которая, начиная с 1992 года, является неизменным участником чемпионатов Украины по автомобильным кольцевым гонкам. В 1994 году пилот М. Гриненко стал серебряным призером чемпионата Украины, а в 1995 и 1996 годах - бронзовым.

Весной 2005 року началась работа над новым гоночным автомобилем «ХАДИ-31». Дебютировал автомобиль на заключительном этапе чемпионата по кольцевым автомобильным гонкам 2006 года, а в 2007 году начались работы по созданию нового автомобиля «ХАДИ -33».

В январе 2009 года международный издательский холдинг «New Frontier Media Group», выпускающий в Украине журнал «Business Ukraine», выделил средства, необходимые для постройки очередного автомобиля.

В мае 2010 года автомобиль был завершен и принял участие в «Shell Eco-marathon 2010» на Лаузиц Ринг в Германии, где показал результат в 570 км на 1 литре бензина. Этот рекорд был внесен в книгу рекордов Украины, как самый экономичный автомобиль.

Фото: Лаборатория скоростных автомобилей ХАДИ