Первые автобусы в Харькове. Транспорт, который «рождался» дважды


6ntb7pq4x2os0ssw44.jpg

Элька, а ты знаешь, когда появились первые автобусы?

Я никогда не интересовалась.

yi54hhm7bvkk8cck8k.jpg
n5y6bfwoguockkgcoo.jpg

А я, пока ждал твоего приезда, нашел на чердаке у бабушки вырезки из газет об автобусах. Пойдем я тебе покажу.

Первый в мире городской автобус с двигателем внутреннего сгорания вышел на маршрут 12 апреля 1903 года в Лондоне.

В 1904 году император Николай II дал согласие на установление автомобильного сообщения по Черноморскому побережью. Были установлены предельные размеры пассажирских и грузовых тарифов, разработаны технические условия, которым должен соответствовать автомобильный транспорт.

С 1908 года в Министерство путей сообщения было подано более шестидесяти просьб о разрешении открыть регулярное сообщение. Большое количество автобусных маршрутов было в Украине, Польше, Прибалтике и центральных губерниях.

Само слово «автобус» в русской литературе впервые употребил поэт Игорь Северянин в 1912 году.

Первый старт

Официально первый регулярный автобусный маршрут в Харькове был открыт 6 июня 1910 года. Автобусное сообщение было организовано гласным городской думы, по совместительству — известным харьковским автомобильным энтузиастом и промышленником К. Г. Шиманским.

В день открытия курсировали три автобуса, сделавшие каждый по 10 рейсов. Перевезли они около 2000 человек, причем, в виду перегрузки автобусов публикой, кондукторы не могли выдать всем билеты, и получилось довольно много «зайцев». При движении особенных инцидентов не произошло, только два раза – на Екатеринославской и Сумской улицах автобус остановился, «вследствие кратковременной порчи машины».

Люди отдавали предпочтение автобусам перед конкой, и у вокзала можно было видеть, как неохотно, не добившись места в автобусе, публика занимала места в конке, с завистью посматривая на быстро наполнявшиеся и также быстро отходящие и опережающие медлительные коночные вагоны автобусы.

Первый автобусный маршрут в Харькове пролегал от Вокзала до Павловской площади и далее следовал по улице Сумской до улицы Ветеринарной (ныне Свободы). Согласно заметкам в газете “Южный край”, до драматического театра автобус доезжал за 15 минут, таким образом, трехкилометровый маршрут преодолевался со средней скоростью 12 км/ч, что весьма неплохо. Стоит отметить, что современные Google Maps, с учетом трафика и светофоров, закладывают на этот маршрут 12 минут — ненамного меньше, и это без остановок, на автомобиле. Стоимость проезда составляла 5 копеек до конечной и 4 копейки в империале — то есть на специально оборудованных лавках на крыше автобуса, где люди сидели, будучи открытыми всем ветрам. Любопытный факт — на харьковских фотографиях отчетливо видно сидящих на крыше дам. Хотя в Европе на империалах дамам поначалу ездить было не принято. Дело в том, что при подъеме на крышу по крутой лестнице повышалась вероятность показать нижестоящим джентльменам нижние юбки, что было весьма неприлично. Видимо, к 1910 году данные предрассудки были уже оставлены в прошлом или наши барышни не были столь стеснительны, как заграничные.

За один день автобус давал 35-40 рублей выручки. В августе 1910 года в Харькове работало от 4 до 6 автобусов Шиманского. Харьковчане очень благосклонно восприняли автобус. От Вокзала до Ветеринарной (ныне – улица Свободы) он проезжал в два раза быстрее, чем конка, в том числе благодаря тому, что не требовалось тратить время на пересадку на Павловской площади. А вот лошади к автобусам привыкли не сразу. Испуганные животные шарахались от автобусов на тротуары, и однажды даже чуть не покалечили губернатора Катеринича, который успел вовремя выскочить из пролетки. В другой раз перепуганные лошади едва не въехали в магазин.

Согласно рекламе Шиманского, у него были автобусы «лучшей германской фабрики в Гаггенау».

С 1907 года фирма была выкуплена компанией Benz&Cie., которой владел Карл Бенц, изобретатель автомобиля и один из основателей всем известной марки Mercedes-Benz. C 1911 года автобусы и грузовики Gaggenau были перебрендированы уже под маркой Benz-Gaggenau.

История харьковских автобусов обрывается в 1911 году, возможно, этому поспособствовало интенсивное развитие харьковского трамвая или потеря интереса к бизнесу со стороны Шиманского. В октябре 1910 года он подал городскому голове заявление о том, что он “cожалеет, что его предприятие не было поддержано местными капиталистами, в силу чего он оказывается не в состоянии конкурировать с акционерным обществом”. Дело в том, что уже осенью 1910 года к организации автобусного движения в Харькове хотело приложить руки некое “крупное заграничное акционерное общество” в виде концессии (исключительного права). Шиманский должен был уступить и был согласен, но только если ему возместят стоимость его четырех автобусов. Тем не менее, судя по всему, “заграничное акционерное общество” со своей концессией так в город и не зашло. А в путеводителе 1914 года упоминаний автобуса уже не найти.

Второй старт

В 1925 году автобусное движение в Харькове было восстановлено. При Петинском трамвайном депо был создан автобусный парк. Основой его стали 15 закупленных за границей автобусов "Лейланд" и 25 легковых такси марки "Додж".

Уже в январе 1931 года городской автобусный парк насчитывает 52 автобуса, а в 1932 году в Харькове было 6 маршрутов. В 1953 году их стало 9, а в 1965 году действует 38 городских автобусных маршрутов, эксплуатируется 240 автобусов.

В 1969 году появились первые маршрутные такси. Автобусные маршруты быстро развивались и многократно менялись в связи со строительством новых жилмасивов и открытием новых станций метро. В 1978 году на 50 маршрутах ежедневно работали 465 автобусов.

На сегодняшний день в Харькове действует почти 150 автобусных маршрутов.