Великий архитектор, творивший в Харькове


4l2uqpflyxa84o0s80.jpg

Элька, а что ты делаешь?

Готовлю материал о харьковских архитекторах.

lyobpvge6nkoocoo0o.jpg
7zhr197tj78cscssgc.jpg

Как-то это неинтересно.

Да? Назови, например, хоть одного подобного деятеля. И что он построил?

ge3biwy6i9s00kgso.jpg
izv1tkkivnwokgkcsw.jpg

Я не знаю.

Вот, мелкий! А хозяйка у меня умная и может тебе рассказать много занимательных историй.

c89whasxkz4s0088gs.jpg

В конце XIX — начале ХХ века Харьков переживал этап бурного экономического развития.

В городе стали появляться новые современные здания: банки, суды, театры, учебные заведения, гостиницы, кардинально преобразившие облик губернского города. Выдающуюся роль в этом процессе сыграл выпускник Санкт- Петербургской академии художеств Алексей Николаевич Бекетов. «Я стоял возле сказочных дворцов и вспоминал узкие переулки родного города, тесные и грязные улицы, застроенные глиняными домиками, — писал Алексей Николаевич. — И меня с безудержной силой потянуло в Харьков, чтобы отдать ему все свои способности».

Одной из первых заметных творческих удач молодого архитектора была победа в закрытом конкурсе, организованном Купеческим обществом, на проект нового здания Александровского коммерческого училища. Другим важным бекетовским сооружением, служившим делу народного просвещения, стала Общественная библиотека. Ее открытие состоялось в 1886 году по инициативе Общества распространения грамотности в народе. Более 12-ти лет учреждение работало в наемном помещении, но объем его фондов вскоре увеличился настолько, что возникла необходимость в новом специализированном книгохранилище. Небольшое здание библиотеки в Петровском переулке (ныне — пер. Короленко) было построено с учетом передовых европейских технологий и стандартов.

Недалеко от нее, в начале Пушкинской улицы, по проекту Бекетова возвели здание Харьковского медицинского общества — одно из самых ярких в городе сооружений в стиле неоклассицизма.

Особого внимания заслуживала церковь Рождества Богородицы (Каплуновская), построенная архитектором в 1896–1912 гг. И хотя храмовая архитектура не была значительным направлением в творчестве Бекетова, сам он был глубоко верующим человеком. По воспоминаниям его внука, Федора Рофе-Бекетова, архитектор даже настоял на том, чтобы его религиозные убеждения отметили при переписи 1930-х годов. Каплуновская церковь была разобрана в 30-е годы, сейчас на ее месте стоит многоэтажный жилой дом (Пушкинская, 54). Но каждый раз, проходя мимо этого места, архитектор осенял себя крестным знамением.

Имя Алексея Бекетова связано с еще двумя крупнейшими ансамблями центра Харькова — Николаевской площадью (ныне пл. Конституции) и Скобелевской площадью (ныне пл. Героев Небесной сотни), на которой он построил здание судебных установлений — самое большое административное сооружение в дореволюционном Харькове. И сегодня в здании размещены судебные учреждения.

По проектам Бекетова в Харькове были построены здания нескольких банков. К их проектированию Бекетов подошел со свойственными ему серьезностью и тщательностью: он даже отправился за границу, где внимательно осмотрел аналогичные сооружения в Германии, Австро-Венгрии, Франции и Италии.

Очень ярко Бекетов проявил себя в проектировании особняков. По его проектам построено свыше десятка жилых домов для интеллигенции и общественных деятелей Харькова. Среди них — особняки Алчевских и Бекетовых, дом профессора Сомова и др.

Революцию 1917 года Бекетов встретил уже признанным мастером со сложившимися взглядами и творческими приемами. В первые же годы новой власти архитектор со свойственной ему энергией включился в работу по проектированию новых типов зданий, которые требовались в изменившихся социальных условиях: рабочие клубы, фабрики-кухни, общежития и прочее. Конструктивизм архитектор не принял, по его мнению, эта «коробочная архитектура более подходила к проектировке заводских и промышленных объектов, но не к жилстроительству и большим общественным зданиям». Тем не менее, мастерство и опыт позволили освоить новые художественные приемы. Так что и в новые времена Бекетов успешно работал, верный своему принципу:

«Архитектор должен разговаривать только с пером и логарифмической линейкой в руках».