Мистика главного праздника года


ix5t282yc4gksog4s.jpg

Элька, ты опять готовишься к какому-то выступлению?

Нет, просто хочу наполнить наш праздник живой музыкой, так сказать для новогоднего настроения.

go7ccjl7x28g8ocwg4.jpg
yju57t832r4ogs8wcc.jpg

А что ты играешь?

Как ты мог не узнать эту мелодию?!

snuxwhhjbrkckk88kk.jpg
3veaa1np4m04c8s44.jpg

Подожди… Нет, знаю – это песенка «В лесу родилась елочка».

Верно, сынок.

2tqbm0wge90kgkc444.jpg
s8npcbudi9co8ocks0.jpg

А с живой музыкой, это ты здорово придумала.

Традиция встречать новый год уходит корнями в древние времена. Точно сказать, как праздновали Новый год в языческие времена на территории Киевской Руси, не могут никакие исторические источники, но, скорее всего, его связывали с появлением нового месяца и праздновали в канун весеннего равноденствия, называя «Новым Летом». О том, что март символизировал начало нового года и новой жизни, говорит и древний языческий обычай в марте устраивать торжественный обед - «тризну» - в честь умерших родственников. Во время тризны наши предки воспевали конец зимы и при этом курили соломенное чучело, которое символизировало связь окружающей природы с жизнью человека.

Такое летосчисление сохранялось до тех пор, пока в XV веке русская церковь не приняла греко-византийский церковный обряд, вместе с которым началом церковного и гражданского года стало считаться 1 сентября.

С тех пор 1 сентября (14 по новому стилю) наши предки праздновали день Преподобного Симеона Столпника - «Семена», который символизировал приход нового года. В этот день еще в казацкой Украине на Семена стригли молодых ребят и впервые сажали их на лошадь. Также в этот день ткачи устанавливали свои станки и начинали ткать ковры; брались за работу и все другие сельские мастера: столяры, ободники, кузнецы.

В то же время на украинских землях, входивших в состав Великого княжества Литовского, а позже - Речи Посполитой, начало Нового года праздновали 1 января, а летоисчисление велось «от Рождества Христова».

С внедрением папой Григорием XIII новой календарной системы, получившей название григорианской, или «нового стиля», все европейские народы перешли на празднование Нового года 1 января.

На украинских землях, входивших в состав Российской империи, 1 января как дата празднования Нового года была установлена Петром I в 1700 г.

Старый Новый год

Поскольку традиционное народное празднование Нового года в Украине имело под собой глубокое религиозное основание, то люди не могли отказаться от старинного обряда прадедов и продолжали праздновать Новый год между Рождеством и Крещением - 14 января. Именно этот праздник сохранил всю традиционную обрядность и религиозно-культовое содержание, которые передавались из поколения в поколение. Так появился в Украине Старый Новый год.

Зато праздник 1 января стал для Украины веселым светским праздником, который объединил нас с остальным миром.

Елка с гирляндами

В Украине традиционным праздничным символом на Новый год длительное время были не ель или сосна, а «дидух». Изготавливали его из кулей или с первого зажинкованого снопа. Несколько пучков, отдельно оплетенных соломинками, увязывали в пышный венок. Снизу делали разветвление, чтобы «дидух» мог стоять. Верхушка новогоднего венка напоминала конусообразный сноп с колосьями. Ветви «дидуха» - их делали из собранных вместе пучков, которые сверху соответственно разветвлялись, - украшали цветными лентами, бумажными или засушенными цветами, каждый на свой вкус. В горнице его ставили накануне богатой кути. Свою обрядовую роль он выполнял на протяжении всех рождественских праздников. «Дидух» символизировал общего предка.

Традиция устанавливать и наряжать елку появилась позже. Считается, что она дошла до нас из Петербурга, где в 1817 году новогоднее дерево впервые украсили для прусской принцессы Шарлотты, на которой женился император Николай І.

«Первая новогодняя красавица появилась в Киеве в 1878 году, она была установлена в зале Киевской городской думы на Крещатике. Посмотреть на нее можно было только за деньги (детский билет — 50 коп., взрослый — 1 рубль). При этом каждый посетитель получал подарки», - рассказала «ГХ» культуролог Татьяна Босенко.

Стоит отметить, что впервые на Руси «зеленая красавица» стала сопровождать празднества тоже с указом Петра I в 1700 году.

«По большим и проезжим знатным улицам и у домов нарочных духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения из деревьев и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, а людям скудным каждому хотя бы по деревцу или ветви на вороты, или над храминою своею поставить», - гласил документ.

Праздничным деревом, будь то ель или сосна, старалась украсить свое жилище каждая семья. Украшать ее старались всем, чем хата богата. Это были и тряпичные куклы, и пряники, и фрукты/овощи, и поделки из подручных материалов, и готовые украшения, стилизованные под зиму.

Стеклянные шары тогда были редко в продаже, так как их мало кто мог себе позволить. Ощутимая игрушечная «революция» произошла уже во времена Хрущева, когда в продаже появились игрушки на космическую тематику, фигурки в национальных убранствах и, конечно, кукурузные початки.

Продукты к столу

Еще одним незабываемым моментом в прошлом был поиск продуктов к праздничному столу. С учетом дефицита запасать продукты начинали за несколько недель до Нового года. Искали обычно мясо, рыбу, шампанское.

«Родные и соседи сообщали друг другу о том, что кто-то где-то что-то видел, и за этим «что-то» сразу выстраивалась очередь. В конце 60-х появилась традиция готовить салат оливье, также в каждой семье старались приготовить холодец или заливное, доставали соленья. А ближе к 80-м годам в продуктовых магазинах начали появляться грузинские мандарины, ставшие впоследствии негласным символом Нового года. За цитрусовыми стояли огромные очереди, и, бывало, они даже переносились на завтра — люди присваивали себе порядковый номер и приходили на следующий день. Все взрослые старались порадовать своих детей, так как подарок, в котором, кроме конфет и выпечки, была хоть парочка ароматных цитрусовых, считались лучшими. Достать лакомство старались и мужчины, чтобы дополнить основной подарок любимым женщинам и сделать его изысканнее», - рассказывает, вспоминая свое детство, культуролог Татьяна Босенко.

Одним из главных подарков, которые делались в Новый год, были духи, одеколоны, отрезы ткани и посуда. Достать их было нелегко, поэтому в каждой семье закупать презенты начинали заранее.

«Даже если на улице стояло лето, а где-то в продаже находились духи или одеколоны, люди моментально разбирали их на все предстоящие торжества. А кто ехал в дальние поездки, узнавали заранее, что дефицитного там можно достать, и привозили всего и побольше, чтобы и на соседей хватило», - вспоминает харьковчанка Нина.

Дед Мороз и Снегурочка

Прообразами Деда Мороза, согласно разным источникам, являлись древнеславянские божества: Позвизд (бог ветров), Карачун (бог смерти), Зимник. Все эти персонажи довольно суровы. Позвизд носился по небесам со свитой бурь и ураганов, Карачун повелевал морозами и укорачивал жизни, Зимник же причинял жестокую стужу там, где появлялся. Со временем же Мороз менялся: из сурового старика превращался в доброго, одаривающего детишек подарками. Традиционный облик Деда Мороза, дошедший до наших дней, – старик с седыми волосами и бородой, в длинной красной, синей или белой шубе, в шапке, шитой серебром и жемчугом, с варежками и поясом и обязательно в валенках.

Снегурочки у Деда Мороза сначала не было, вплоть до выхода одноименной пьесы Николая Островского. Так что Снегурочка – персонаж XIХ века. Поначалу она была дочкой Деда, позже уже стала внучкой. Однако после революции Снегурочка снова пропала и возродилась лишь в начале 1950-х годов благодаря произведениям советских классиков – Льва Кассиля и Сергея Михалкова.

Современные Дед Мороз и Снегурочка приходят к детям на утренники и в дома, играют с ними в игры, загадывают загадки и дарят подарки. Дети, в свою очередь, чтобы получить подарки, должны прочесть стихотворение или спеть песню. Но это так называемые помощники настоящего Деда Мороза, который приходит ночью и оставляет подарок под елочкой.

«В лесу родилась елочка»

Так называется самая популярная песня, которую дети поют на новогодних утренниках, была написана в 1903-1905 годах. Стихотворение «Елка», которое было положено в основу песни, в 1903 году написала Раиса Кудашева – учитель, библиотекарь и поэт. Музыку написал композитор-любитель Леонид Бекман – по профессии ученый-агроном. Эту песню он сочинил для своей дочери, а поскольку нотной грамотой он не владел, на ноты переложила мелодию его жена.

В настоящее время слова песни «В лесу родилась елочка» переведены на азербайджанский, новогреческий, английский, немецкий, финский, латышский и украинский языки, а также эсперанто.