Легендарная ночная ведьма


g8hp0uubhj40wgw0c0.jpg

Макар, что ты там делаешь?

Готовлюсь к акции в школе «Расскажи о своем герое».

odquc520wyok0kwk4w.jpg
3gdhrcwii08480wkos.jpg

И о ком ты будешь рассказывать?

О Валентине Гризодубовой.

1kwks3ybsk4k4kos8c.jpg
45e5m3jfxk4kgsk4s8.jpg

Ух, ты! Ты будешь рассказывать о летчице.

Небо, скорость – романтика. Я в детстве мечтала быть летчицей.

1sfihujww7foscc0sg.jpg

Среди Героев Советского Союза имя военной летчицы Валентины Степановны Гризодубовой заслуживает особого внимания.

Родилась будущая звезда авиации 31 января 1910 года (по другим данным - 27 апреля 1909 года) в Харькове, в семье авиаконструктора и изобретателя Степана Гризодубова.

Степан Васильевич был талантливым авиаконструктором и пилотом, до глубины души увлеченным своим делом и посвятившим ему всю жизнь.

Именно отец поднял свою дочь Валентину в небо не только в переносном, но и в прямом смысле. Гризодубова совершила свой первый полет едва ли не раньше, чем научилась как следует стоять на ногах — в 2,5 года! Отец привязал девочку к себе ремнями, поднял аэроплан в небо — и навсегда заразил дочь своей страстью к полетам и авиации.

«Ну что делать, если ребенка не с кем оставить, а летать хочется. Двигатели, в отличие от многих конструкторов тех лет, Степан Васильевич тоже конструировал сам. Впоследствии увлекся планеризмом. И Валя, будучи школьницей, начала летать на планерах», - рассказал директор Харьковского музея-квартиры семьи Гризодубовых Виталий Власко.

Итогом столь раннего авиационного воспитания стал первый самостоятельный полет, который состоялся на слете планеристов в Коктебеле, когда Вале было 14 лет.

Окончив среднюю школу, Валентина поступила в Харьковский технологический институт, где получила превосходное инженерное образование, позволившее ей заниматься авиацией уже профессионально. Стоит сказать, что небо было не единственным увлечением девушки: одновременно с учебой в вузе Гризодубова успешно осваивала рояль в музыкальном училище, после чего будущую грозу фашистских тылов зачислили в Харьковскую консерваторию.

В 1928 году, пройдя трехмесячную летную подготовку в Школе гражданской авиации Осоавиахима, Гризодубова получила долгожданное звание пилота. Позднее юная летчица окончила еще и Пензенскую школу летчиков-инструкторов, после чего уехала в Тулу, где устроилась на работу в аэроклуб. Карьера Гризодубовой продолжала свое стремительное развитие, и, наконец, девушка попала в подмосковное Тушино, а затем и на Центральный аэродром Москвы — базу агитэскадрильи им. Максима Горького. Работа в агитэскадрилье позволила Валентине получить уникальный опыт полетов: за время службы в подразделении, летая по городам СССР, приходилось управлять самыми различными самолетами того времени. Хрупкая юная девушка летала над горами Кавказа и Памира, прокладывала новые воздушные маршруты и устанавливала рекорды, давая фору лучшим летчикам страны и всего мира.

Один из таких полетов принес Валентине Гризодубовой мировую известность. 24–25 сентября 1938 года на самолете АНТ-37 «Родина» женский экипаж в составе Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко и Мариной Расковой совершил беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток, преодолев расстояние в 6450 километров за 26 часов и 29 минут. На 27-м часу беспосадочного полета в баках не осталось топлива. Именно за этот рекордный перелет девушкам было присвоено звание Героя Советского Союза.

«Чукчагирская низменность — это несколько десятков квадратных километров непроходимых болот. Сейчас они подмерзли и передвигаться здесь безопасно, хотя достаточно сложно. 77 лет назад самолет «Родина» совершил аварийную посадку у сопки Юкочи», - вспоминают старожилы деревни.

«Шары с метеостанции взяли, покрасили их, веточек понаставили, флажков понаделали. Криков было! Радость такая, что не передать словами. Три летчицы на самолете летели — это же такое событие небывалое для нашей деревни, целое открытие», — рассказала местная жительница Лидия Стубарева.

Перед началом войны Гризодубова получила должность начальника Управления международных воздушных линий СССР, а с началом освободительной борьбы советского народа стала во главе Антифашистского комитета советских женщин. Однако отважная летчица прекрасно понимала, что тыловая работа, при всей ее важности, ей не подходит: ее огромный опыт пилотирования был нужен фронту, и Гризодубова возглавила 101-й авиаполк авиации дальнего действия — тот самый, который доставлял оружие и продовольствие партизанским отрядам Ковпака, Сабурова и Федорова.

В одиночку управляя тяжелым Ли-2, Валентина совершила около 200 боевых вылетов, 2/3 из которых были ночными — с опаснейшими посадками на партизанских аэродромных площадках. За время вылетов из вражеского тыла Валентина эвакуировала около 4000 детей.

«Ни одного дня без войны я в армии находиться не буду», — ответила Валентина на предложение маршала авиации Новикова возглавить дивизию. Герой Советского Союза, отважная летчица Гризодубова предпочла военной карьере научную и общественную деятельность. По инициативе этой женщины и при ее деятельном участии создавался НИЛИЦ — Научно-исследовательский летно-испытательный центр, задачей которого стала разработка новейшей авиационной электроники.

За работу на этом поприще Гризодубова получила свою вторую Звезду — на этот раз Героя Социалистического Труда. Авторитет Гризодубовой был огромен, она была вхожа в кабинеты верховных руководителей, что позволяло ей выручать людей, попавших в сложную ситуацию, и решать нерешаемые вопросы. Именно благодаря хлопотам Гризодубовой удалось спастись с Колымы отцу-основателю русской пилотируемой космонавтики Сергею Королеву.

Валентина Гризодубова дожила до глубокой старости и скончалась 28 апреля 1993 года. В родовом гнезде Гризодубовых в Харькове после ее смерти был создан музей, а во многих населенных пунктах бывшего СССР ее именем названы улицы.