Жеребцы-губернаторы, козлы-провокаторы и местные выборы

2957

Если вы знаете, откуда взялась в нашем языке известная поговорка «положение хуже губернаторского», следующие два абзаца можете пропустить.

А если не знаете, то выражение пошло из жаргона коннозаводчиков позапрошлого столетия. У них губернатором назывался не глава областной государственной администрации, как у нас сейчас, а жеребец-пробник. Такого жеребца, прошу прощения за натуралистические детали, подпускали к кобыле перед случкой с породистым производителем, дабы привести лошадку в подходящее настроение. Впрочем, дальнейшее описание процесса имеет смысл предоставить блестящему стилисту, писателю и литературоведу Виктору Шкловскому.

«Когда случают лошадей, это очень неприлично, но без этого лошадей бы не было. Часто кобыла нервничает, она переживает защитный рефлекс и не дается. Она может даже лягнуть жеребца. Заводской жеребец не предназначен для любовных интриг, его путь должен быть усыпан розами, и только переутомление может прекратить его роман. Тогда берут малорослого жеребца, душа у него, может быть, самая красивая, и подпускают к кобыле. Они флиртуют друг с другом, но как только начинают сговариваться (не в прямом смысле этого слова), как бедного жеребца тащат за шиворот прочь, а к самке подпускают производителя».

Есть и менее правдоподобные версии происхождения фразы. Одна из них выводит поговорку из неудачного губернаторского опыта Санчо Пансы. Другая вспоминает о каком-то малоизвестном указе императора Павла I, бьющем по губернаторскому кошельку. Но скорее всего, первоначально имелись в виду именно злополучные кони, а не государственные чиновники. Хотя, конечно, губернаторами этих несчастных животных острые на язык коннозаводчики прозвали явно неспроста.

В этом лишний раз убеждаешься, узнав, какую роль на предстоящих местных выборах уготовил украинским губернаторам украинский президент. Уже известно, что список кандидатов в областной совет Закарпатья от партии Блок Петра Порошенко возглавит глава Закарпатской ОГА Геннадий Москаль. Известно, также, что аналогичное предложение по поводу списка партии в совет Одесской области сделано Саакашвили, но он пока думает. Совершенно понятно, что ни тот, ни другой не поменяют свои нынешние должности на кресла депутатов облсоветов.

Но в нынешних выборах есть одна важная деталь. В бюллетене, который избиратель получит на руки, будет фигурировать название каждой партии, идущей на выборы, потом в скобочках фамилия лидера списка партии, а потом, после тире, фамилия кандидата, которого партия закрепила на данном конкретном округе. Ясно, что популярная фамилия лидера списка в бюллетене должна возбудить избирателя, как жеребец-пробник неуступчивую кобылу. Представитель партии на округе получит голоса и уверенным галопом поскачет в облсовет, как призовой рысак, а лидер списка будет возвращен в свое стойло, откуда ему останется лишь наблюдать со стороны за единением народного избранника с электоратом.

Как правило, на губернаторов, как ставленников президента и проводников его политики, возлагается задача по достижению в регионе нужного президенту результата на выборах. Нередко при этом губернатор возглавляет областную организацию президентской партии, а при выборах по партийным спискам его фамилия открывает список. Однако теперь по новым правилам фамилия губернатора будет красоваться в бюллетене возле фамилии кандидата партии власти на каждом округе. Не факт, конечно, что во всех областях список партии Порошенко возглавят именно губернаторы, но зададимся резонным вопросом – а кто еще?

Сложности, которые испытывает глава государства с кадровым резервом, хорошо известны. Самой наглядной их иллюстрацией стало назначение губернатором Черниговщины депутата, ранее избранного там по мажоритарному округу. Мало того, что на округе в результате пришлось проводить новые выборы, забравшие у инициаторов массу сил и средств и оставившие по всей стране весьма неприятный осадок. Еще ведь пришлось отправлять на новые выборы своего человека, сняв его с поста руководителя не сильно заметного, но очень важного Государственного управления делами (одиозной ДУСи). А туда тоже нужно кого-то назначать.

Еще одна особенность нынешнего закона о выборах в том, что он стимулирует местных кандидатов искать влиятельную партийную поддержку наверху. Разумеется, губернаторская фамилия во главе списка служит дополнительной гарантией, на кого именно намерена опереться власть в данном регионе. Это и есть в чистом концентрированном виде тот самый пресловутый админресурс, которым так любят пугать электорат оппозиционеры. Так что фамилия главы ОГА в бюллетене – не только знак избирателям, но и сигнал для потенциальных кандидатов, что они не получат от норовистого электората копытом в пах, поскольку электорат будет должным образом подготовлен губернатором. В общем, не станет сенсацией, если губернаторы возглавят все или большинство списков кандидатов партии Порошенко в областные советы.

Но далеко не все они отнесутся к этому почетному заданию с равным энтузиазмом. Не зря взял время подумать очень хорошо разбирающийся в вопросах пиара Саакашвили. Ведь местные выборы – не тот процесс, где играет роль средний результат по стране. И если в одних регионах принадлежность к партии президента открывает на выборах верную дорогу во фракцию большинства областного совета, в других она запросто может поставить крест на таких амбициях. Потенциальные кандидаты не могут этого не понимать, и предпочтут выдвигаться в таких регионах от более перспективных партий.

Не могут этого не понимать и главы администраций таких регионов. Для роли, которая им уготовлена на выборах уместно еще одно сравнение из сферы животноводства. Но уже не с жеребцом-губернатором, а с козлом-провокатором. Так называется специально обученный козел на скотобойнях и мясокомбинатах. В его обязанности входит сопровождение стада овец на бойню. Он успокаивает стадо, вселяет в него уверенность, а в нужный момент покидает пущенных на котлеты последователей через специальный секретный выход. На любом мясокомбинате такой козел считается весьма ценным сотрудником. Он имеет официальную должность, и на его содержание выделяются специальные средства.

Однако вряд ли будут довольны кандидаты из избирательного списка правящей партии, когда осознают, что не жеребец-губернатор готовит для них электоральную кобылу в лучшем виде, а козел-провокатор ведет под беспощадный нож разгневанного электората. Да и секретная дверь безопасного выхода для таких губернаторов, в отличие от упомянутых козлов, не гарантирована. Ведь позорная отставка – вполне логичный результат для главы администрации, который не смог обеспечить в своем регионе победу партии своего президента. Такой результат означает, что народ в регионе не воспринимает, государственную политику. А с точки зрения инициатора этой политики, виноватым может быть только главный ее проводник, не справившийся со своей задачей.

Как видим, положение хуже губернаторского бывает. Это положение козла-провокатора, утратившего доверие стада и, соответственно, расположение руководства мясокомбината. Губернаторы это прекрасно понимают. Отсюда и настойчивые заявления губернаторов Донецкой и Луганской областей Жебривского и Туки о том, что выборы в их регионах проводить нельзя. Даже на тех территориях, которые находятся под их контролем и заняты верными государству войсками.

Оба губернатора говорят о том, что проведение выборов неоправданно с точки зрения безопасности. Эта аргументация разве что для людей с очень короткой памятью, поскольку досрочные президентские и досрочные парламентские выборы в тех же местах проводились в мае и октябре 2014 года, были признаны состоявшимися и позволили нынешним власть имущим считать свою власть легитимной. Впрочем, губернаторы проговариваются. «Конечно, промыли мозги рашистской пропагандой полностью. Ваты вместо мозгов очень много», - сетует в своем интервью Жебривский. «Каким образом мы можем проводить выборы, если эти выборы будет проводить человек, который во время оккупации перед административным зданием клал украинские флаги, чтобы все посетители вынуждены были по ним ходить ногами?» - возмущается в свою очередь Тука.

Публичное послание губернаторов понятно – они не в состоянии обеспечить победу партии власти во вверенных регионах, поскольку эта задача невыполнима. В то же время они не хотели бы нести наказание в виде отставки за провал этой миссии, поскольку любят свою работу и того, кто им ее дал. Они и рады бы найти секретную дверь на бойне, которая затевается на последнее воскресенье октября. Но не знают, точно ли ключик от этой двери находится именно у президента, и точно ли он захочет этим ключиком воспользоваться для их спасения. Да и не только эти двое.

Игорь Гридасов