Закон о реинтеграции Донбасса. ТОП-5 популярных мифов

737

Исторические события имеют свойство обрастать мифами и легендами. Наиболее значимые или же хорошо разрекламированные занимают место в разделе "мифы и легенды народов мира" с чрезвычайной быстротой и легкостью.

Принятие Закона "Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях" просто не могло стать исключением.

 

Миф первый. Закон способствует появлению в Украине миротворцев ООН

Автором идеи о том, что между новым законом и размещением на территории Украины миротворческого контингента ООН, стал сам инициатор законодательной новеллы президент Порошенко. По его версии, закон усилит позиции официального Киева в вопросе возможного размещения миротворцев ООН на Донбассе.

Президентский подарок парламентариям

Решения о создании, составе, использовании и финансировании миротворческих сил ООН принимаются Советом Безопасности ООН, все члены которого руководствуются уставом организации, международными законами, наконец, собственными интересами, а отнюдь не нормативными актами, принятыми в отдельных странах. Очевидно, подозревая это, авторы закона даже не стали утруждаться сочинением конкретного механизма усиления позиции.

 

Миф второй. Закон не позволяет россиянам участвовать в миротворческом контингенте.

Автором этой истории также является президент Порошенко.

Действительно, вероятность участия российских миротворцев в миссии достаточно не велика. Однако отношение к этому местного закона настолько отдаленное, что даже сами авторы не в состоянии его сформулировать. Очевидно, опять же потому, что решения о составе, использовании и финансировании миротворческих сил ООН принимаются Советом Безопасности ООН. Российские миротворцы располагались на территории Осетии, Приднестровья и Абхазии, несмотря на целый ряд противоречий между Грузией и Молдавией с одной стороны и Российской Федерацией с другой. Однако геополитическая ситуация в начале 90-х радикально отличалась от современной. С тех пор отношения между участниками международных отношений, обладающих повышенной субъектностью, перешли из состояния “горячей дружбы” в состояние “холодной войны”. По этой причине ожидать, что на территории конфликта появятся миротворцы из Соединенных Штатов, вряд ли не стоит

О какой-либо конкретике говорить более чем преждевременно, но как показывает статистика, в первую десятку стран, предоставляющих больше всего войск для операций ООН по поддержанию мира, входят Бангладеш, Пакистан, Индия, Иордания, Непал, Эфиопия, Уругвай, Гана, Нигерия и Южная Африка.

 

Миф третий. Закон сделает невозможным привлечение военнослужащих Украины к ответственности в международном трибунале.

После скандальной выходки с сопоставлением одного из коллег с представителем мелкого рогатого скота, представителю президента в парламенте Ирине Луценко необходимо было сбить информационную волну, лучшим методом для чего является сочинение мифических история. По версии нардепа, новый закон “защитит” военнослужащих от преследования в международном уголовном суде.

В юрисдикцию данного суда входит несколько видов преступлений – геноцид, преступления против человечности, военные преступления – вне зависимости от того, что по этому поводу думают представители отдельно взятых стран.

Есть еще пара оговорок: юридическая и фактическая. Юридическая – суд действует только в случае, если государство, на территории которого совершено преступление или гражданином которого является преступник, не желает или фактически не может осуществить расследование и выдвинуть против него обвинение. Фактическая – за все время существования суда обвинения предъявлялись только представителям африканского континента, что тоже как бы намекает.

Но в любом случае новый закон не имеет ни малейшего отношения к освобождению от привлечения к ответственности в Международном уголовной суде. В нем даже отсутствует норма, снимающая ответственность за геноцид, преступления против человечности, военные преступления. Если же военнослужащий сражается только против живой силы и техники противника, то попасть в Гаагу на законном основании у него нет даже теоретических шансов.

 

Миф четвертый. Закон ускорит поставку летального оружия из США.

Нардеп Луценко, очевидно, руководствуясь принципом “гулять так гулять”, стала автором еще одного мифа: принятие нового закона приведет к поставкам летального оружия из США в Украину. Соединенные Штаты тоже не лыком шиты и руководствуются своими интересами, под которые подгоняют свое законодательство. А всемирно известная история под названием Ирангейт свидетельствует о том, что в случае острой необходимости поставки вооружения из США могут осуществляться и в обход законодательных актов.

Более того, официальному Киеву гораздо интереснее было бы получить безвозмездную помощь живыми деньгами, чтобы подгрузить собственный ВПК заказами, так как вряд ли кто-то сможет предоставить более летальное оружие, чем производится на местных предприятиях.

 

Миф пятый. Новый закон является заменой Минского процесса

Неприятия так называемых Минских соглашений большей частью отечественного политического бомонда зафиксировал факт изъятия оных из первоначальной редакции закона, что в свою очередь породило в среде представителей опять же так называемой “партии войны” иллюзию возможности отказа от данного так называемого документа.

Одним из авторов пятого мифа стала нардеп Гопко, сообщившая, что отныне можно “идти, не вспоминая о Минском процессе”.

Внешне история выглядит вполне правдоподобной, если не вспоминать любимую историю еще одного полумифического персонажа об автоматической трансформации бабушки в дедушку при определенных обстоятельствах.

Учитывая минимальный уровень субъектности официального Киева на международной арене, его односторонний выход из минского процесса в ближайшие годы представляется не столь вероятным. Трактовки нового закона представителями иных стран-участниц "нормандской четверки", которых президент Порошенко рассматривает в качестве своих союзников, отличались от версии Гопко приблизительно градусов на 180. 

Посольство ФРГ в Украине заявило: "Мы приветствуем решение Рады о продлении положений об особом статусе Донбасса и подтверждаем наше обязательство по мирному решению конфликта в рамках Минского процесса".

Посол Франции также был отнюдь не оригинален: "Приветствую продление действия особого порядка местного самоуправления на востоке Украины. Принятие этого закона подтверждает приверженность Украины мирному урегулированию конфликта в рамках Минских соглашений".

В жизни так часто бывает. Некто смотрит на женщину и видит ее роскошную грудь. А некто – глубокие задумчивые глаза.

Так что, скорее всего, до тех пор, пока "весь мир" не утратит интерес к так называемому минскому процессу, выкрутиться из оного в одностороннем порядке без катастрофических репутационных потерь вряд ли удастся. 

Екатерина Павловская