Закон о квотах и метод Робинзона

3134

Прежде всего, следовало бы отметить, что совпадение пятницы 13-е с вступлением в силу закона, предусматривающего введение языковых квот на отечественном телевидении, является случайным, а все попытки увязать данные события воедино – манипулятивными.

Напомним, что отныне общенациональные телеканалы обязаны выдавать в эфир не менее 75% продукта на государственном языке. Это далеко не все, что нужно знать о данном ноу-хау любознательному наблюдателю. Есть, как говорится, нюансы, но их формально-нормативная часть была неоднократно и тщательно пережевана еще на стадии голосования в Верховной Раде. Так что есть смысл остановиться на философско-содержательном аспекте.

Учитывая тот объем критики, который уже успели вылить на квотный закон члены околоэкспертного сообщества, отказывающиеся понимать все глубины наших глубин, пытаться искать дополнительные доводы о бесполезности данного законотворческого нововведения – бессмысленно и малоперспективно. К тому же, при достаточно грамотном подходе при решении концептуальных задач рациональное зерно можно отыскать абсолютно в любом смысловом или антисмысловом напластовании. Для этого следует воспользоваться "методом Робинзона", описанном Даниэлем Дефо еще в начале 18-го столетия.

Для тех, кто давно не прикасался к первоисточнику, напомним существо метода. Оказавшись на необитаемом острове, Робинзон Крузо едва ли не попытался выяснить плюсы и минусы своего положения.

"Я заброшен на унылый необитаемый остров, и у меня нет ни одной надежды спастись", - данный тезис был записан в графе "минус". Но напротив появилась запись в графе "плюс": "Но я остался в живых, хотя мог утонуть, как все мои спутники…" И так далее.

Итак.

Минус. Любые ограничения направлены на сокращение прав, а отнюдь не на их расширение. А это существенное отклонение от европейских ценностей в сторону, название которой опасно произносить вслух, дабы не быть заподозренным в распространении того, что распространять категорически возбраняется.

Плюс. Таких квот нет ни в одной стране Европы. Польша и Греция установили квоты на уровне 30 и 25% соответственно. Франция придерживается 40-процентной квоты не на язык, а на контент. Нидерланды, Бельгия и Испания вообще направили квотирование на обеспечение присутствия языков нацменьшинств. В остальных еврогосударствах телеканалы самостоятельно устанавливают язык вещания. То есть, в данном случае, отечественные партии власти выступили пионерами, оставив далеко позади всех родственников по европейской семье. А для самоутверждения. Как известно. Крайне важно хоть в чем-то быть первыми.

Минус. Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания  обязывается проводить еженедельный мониторинг. Аналогичный мониторинг придется проводить и телеканалам, что создаст для них дополнительные трудности.

Плюс. Если повезет, то сотни, если не тысячи людей получат дополнительную работу. И не исключено, что в высших учебных заведениях появятся факультеты по подготовке специалистов по квотному мониторингу.

Минус. Телеканалам придется тратить десятки, если не сотни миллионов гривен на переозвучку контента.

Плюс. Это даст толчок к развитию целой отрасли переозвучивания и дубляжа, что опять же приведет к созданию новых рабочих мест, и увеличению налоговых поступлений.

Минус. Есть большая угроза, что значительная часть зрителей просто перестанет смотреть телевизор, переключившись на иные источники получения информации, развлекательного и образовательного контента. Собственно, наиболее продвинутая часть аудитории давно сделала свой выбор в пользу полного или частичного отказа от ТВ. Но это минус – только для телеканалов и той части управленческого класса, которая предпочитает использовать для саморекламы телевизионные средства вещания.

Плюс. Как признают практически все специалисты, телевидение давно из средства массовой информации трансформировалось в инструмент манипуляции массовым сознанием. Отказ от телевидения поставит зрительско-читателькую аудиторию, лишенную уже готовых ответов, перед необходимостью использования критического мышления, что не так уж и плохо.

И наконец, плюс безо всяких минусов. У управленческого класса появится еще один пункт, который можно будет занести в раздел реформаторских достижений, что с учетом неотвратимо приближающегося начала президентской гонки становится максимально актуальным. И даже если большая часть электоральной массы не ощутит позитивных изменений от данной разновидности преобразовательной деятельности в ближайшие десятилетия, проявление хоть какой бы то ни было активности правящих элит уже само по себе является признаком движения хоть в какую бы то ни было сторону

Екатерина Павловская