Зачем Порошенко приезжал в Харьков

6425

Вместо эпиграфа

Горели звезды на майдане,
Гулял по праздникам народ,
И Петя шпарил на баяне
И пел про танковый завод.
(Александр Мирзаян, "Совковая ностальгическая песенка", 1991 год)

За последние десять дней Харьков превратился в место паломничества политических фронтменов.

Не успели еще остыть следы премьерских ботинок на харьковских мостовых, в город нагрянул глава государства.

Харьковский марафон Гройсмана

При всей первостоличности в различных жизненно важных сферах – от турбиностроения до разведения креветок – столь пристальное внимание немного настораживает. Примерно как чрезмерно большой букет от влюбленного джигита порождает в мятежной душе прекрасной дамы сомнения – а уж не накосячил ли драгоценный человек? (Готовится накосячить, планирует заполучить сверхнормативные жизненные блага – нужное подчеркнуть).
Дежурная, обкатанная десятилетиями формула делового визита – завод-студенты – может рассматриваться не более чем жест вежливости. Кто вы там у нас? Промышленная и студенческая столица? Да ради Бога. И даже такие мощные умы современности, как ныне действующий премьер и не менее ныне действующий глава государства не стали страдать креативизмом по данному поводу. Согласно народной мудрости, изобретательность – удел слоев невысокого достатка. Солидные люди придерживаются традиций.

Даже при тотальном стремлении Петра Порошенко открывать все и вся от макаронной фабрики до трамвайных остановок, пуск в эксплуатацию библиотеки юридического университета очень слабо вытягивает на уровень главной причины VIP-визита. А вот реализация проекта «блокада Донбасса», которая по оценкам самих первых лиц принесет только на первых порах убытки порядка сотни миллиардов гривен и заставит широкие слои потребительских масс протыкать новые дырочки на поясках - вполне. И несмотря на то, что в целом ситуация подается как полностью контролируемая, в общественно-политических условиях, когда удар в спину может нанести даже спина, руку с пульсов региональных настроений лучше не снимать. Во всяком случае, проверки на лояльность старых соратников и поиск новых попутчиков лишними не бывают никогда.

Если с вертикалью власти все более-менее понятно, поскольку один из ее концов в виде главы президентского аппарата находится в зоне непосредственного обзора вышестоящего начальства, то оживление в гущах местного самоуправления представляется симптоматичным.

Непосредственно накануне VIP-визита Харьковский городской голова Геннадий Кернес в мгновенно разобранном на цитаты интервью Гордону сформулировал целый ряд месседжей, не лишенных толики приятностей для президентского уха.

Далее цитата.
«Я считаю, что в той конфигурации власти, которую мы имеем сейчас, альтернативы ему (Порошенко – ред.) нет… Сегодня еще рано учитывать все заслуги президента, он еще не до конца раскрыл все планы и задумки, которые хочет реализовать за первую каденцию. Не будет ни досрочных президентских, ни внеочередных парламентских выборов. Нет смысла их проводить. Что это изменит?..Порошенко останется, пойдет на второй срок и победит. Пройдет время, и вы вспомните мои слова».

Технически грамотно расставляя акценты, местный градоначальник довел до сведения аудитории основные положения президентской программы на ближайшие пару лет:
- при всем богатстве выбора альтернативы нет;
- досрочных ни президентских, ни парламентских выборов не будет;
- главнокомандующий себя еще покажет.

А заявление Александра Ярославского о его желании принять участие в конкурсе на приобретение принадлежащего пока государству контрольного пакета «Турбоатома» является достаточно четким сигналом, что глава государства уже понравился не только местной власти, но и местному бизнесу.

И при всем нежелании Петра Порошенко, чтобы слова «досрочные» и «выборы» появлялись в сочетании, ему, пожалуй, следовало бы сожалеть, что президентские выборы не проходят в ближайшее воскресенье. Харьковский процент его мог бы приятно удивить.

Набор же программных заявлений президента, привезенных в Харьков, хоть и не отличался принципиальной новизной, тем не менее, вполне может сойти за пролог «Повести о втором сроке».

Среди уже оседланных идеологических коньков наиболее резвыми выглядят «выведение экономики из тени», «энергетическая безопасность», «повышение зарплаты в два раза» (пусть только для работников тракторного завода и без конкретизации конечных цифр, но широта размаха впечатляет).

Ряд пунктов, таких как «импортозамещение» и «возрождение былой славы машиностроения», являются прямыми заимствованиями из риторики внешнеполитических противников и внутриполитических «папередников». Но эпоха постмодернизма ориентирует сознание творцов не столько на создание нового, сколько на переосмысление старого. В качестве наиболее ценного «артефакта» из политического наследия прошлых эпох можно считать рассказ о вреде раскачивания лодки, практически без правок списанный с идеологических установок предыдущего режима, на что максимально четко указывает присутствие в президентской риторике фразы «собачьей будки в жизни не построили».
В исполнении главы государства это выглядит примерно следующим образом:

«Кто-то очень хочет расшатать лодку, кому-то очень хочется с флагами походить по проспектам, выкрикивая “Геть”. Почему? Потому что работать не умеют. Ничего, даже собачьей будки в жизни не построили и призывают к дестабилизации в стране. Мы не позволим этого сделать, нам с такими не по дороге».

Для сравнения.
2013 год. Нардеп Борис Колесников о Владиславе Каськиве:
«Но Каськив даже собачьей будки в своей жизни не построил».

2014 год. Председатель областной государственной администрации Николай Костяк об участниках майдана:
«Те, что сегодня стоят, они в своей жизни даже собачьей будки не построили…»

2016 год. Нардеп Михаил Добкин о действующей власти:
«За два года даже собачьей будки не построили».

Не исключено, что технологическому штабу будущего кандидата следовало бы проявить большую щепетильность и заменить собачью будку на… к примеру, скворцовый скворечник или домик для ежика.

Но в целом можно уже потихоньку поговаривать о президентской избирательной компании. В конце концов, где же еще и начинать поход за «вторым сроком» как не в Первой столице.

Дмитрий Михайлов