Зачем нам нужен секонд-хенд?

4342

Если не считать побед все еще непостижимо талантливых школьников в международных олимпиадах, стране редко удается демонстрировать успехи на уровне топ-листов мировых рейтингов. По уровню ВВП на душу населения страна 128-я. В рейтинге противодействия коррупции – 130-я. Даже по такому субъективному, не зависящему во многом от благосостояния, показателю, как уровень счастья, страна – 136-я.

Тем не менее, сферы, в которых еще удается удерживать беспрекословное лидерство, еще остаются, о чем свидетельствует одно из последних сообщений о присутствии в мировых рейтингах – в тройке лидеров по импорту секонд-хенда. Вперед пропустили только Пакистан, население которого в 5 раз больше (213 миллионов человек) и Малайзию (население около 42 миллионов человек). Как утверждают специалисты в области статистики, по итогам прошлого года в Украину были завезены рекордные 130 тысяч тонн или более 3 килограммов на брата, включая младенцев, а также обеспеченных и гиперобеспеченных граждан, выпадающих из целевой аудитории.

Логика событий подсказывала, что после победы Революции достоинства «секонд» запретят, как не соответствующий магистральной идеологии революционного процесса.

Можно сколько угодно рассказывать, как в не столь еще отдаленных XVI-XVII веках дворянское платье передавалось по наследству, а благородные рыцари снимали с поверженных противников доспехи в качестве трофеев… Согласно современным стандартам, ношение одеяний, бывших в употреблении у посторонних людей (если новый обладатель, конечно, не склонен к фетишистским удовольствиям), осуществляется лишь по крайней нужде и крайне слабо сопрягается с удовлетворением чувства собственного достоинства. Отсюда возникает вопрос…

Что такое секонд-хенд для современной страны? И зачем он вообще нужен?

Да, да, да… прежде всего, секонд-хенд - это 8 миллиардов гривен чистого навара в год. Деньги по мировым меркам небольшие – 290 миллионов долларов – но и не маленькие с учетом скромных запросов местного населения. И это норма прибыли, временами доходящая до 800%. Если килограмм в мешках стоит 1-1,5 евро, то не особо потертые джинсы можно вывесить за 300-400 гривен, то есть за примерно 10-12 евро.

(Не станем в который раз цитировать изречение дедушки Маркса о том, на что готов капиталист ради прибыли в 300%).

Но.

Стоит заметить, что за последние пару десятилетий «секонд» из наиболее дешевого способа прикрыть наготу для наиболее малосостоятельной части граждан, которая одновременно является и наибольшей частью граждан, превратился если не в предмет культа, то в объект некоего мифотворчества, что один известный немецкий философ мог бы назвать "опиумом для народа", то есть своеобразным обезболивающим средством.

Миф первый. Секонд-лотерея

Наиболее распространенные мифы о секонд-хенде теснейшим образом связаны с одной из популярнейших в ширнармасе идей о скоробогатстве.

Посетительницу харьковского магазина секонд-хенда ожидал сюрприз. Пенсионерка Татьяна пошла с внучкой в магазин поношенной одежды. Копаясь в вещах, ребенок нашел золотую цепочку. Оценщик в ломбарде сообщил: цепочка из редкого индийского золота, что оказалось как нельзя кстати к надвигавшемуся юбилею пенсионерки.

Харьковчанам (впрочем, как и жителям иных мест), находившим в карманах поношенных джинсов и курток пять, десять, двадцать долларов (евро) – несть числа.

Правда, и присутствия злой иронии судьбы местные мифотворцы не отрицают. Еще в конце 90-х популярностью пользовался рассказ о том, как некий студент нашел в джинсах 1000-долларовую купюру, которая якобы имела хождение только на территории США, а в иных частях света с ней решительно ничего нельзя было поделать, кроме как поместить в рамке на стене.

Миф второй. Модно и стильно

Осознание собственной вторичности отчасти угнетает граждан, вынужденных втискивать собственное пусть и не максимально развитое эго в чужие оболочки. По одной из версий, именно это обстоятельство породило мифы о том, что «секонд» – это, в первую очередь, возможность быть модным и стильным, приобретая едва ли не брендовые вещи за гроши. Данная тема стала максимально актуальной, когда ножницы цен на рабочую силу, товары народного потребления и комуслуги начали резко расходиться, а на экранах телеприемников появились выступления экспертов с рекомендациями, как помыться всей семьей ведром воды, как читать в темноте, как заваривать пакет чая восемь раз и так далее, но с обязательным дополнением, что так делают во всем цивилизованном мире.

Чтобы не расстраивать себя нелепыми надеждами, достаточно просто смоделировать ситуацию. Голливудская звезда покупает жакет за несколько тысяч долларов. Пропалив жакет в одном месте сигарой, владелец выбрасывает дорогую вещь. Местные социальные низы данная вещь не заинтересовала – не их фасон. Далее "посылка от Роберта де Ниро" прошла несколько этапов сортировок, где на нее тоже никто не позарился. И вот – о чудо. Армани с небольшой дырой в кармане, только что с корабля и всего за три рубля… В общем… теоретически такая возможность существует.

Миф третий. Сегодня к «секондам» приезжают люди на элитных авто

Данный миф является органичным продолжением предыдущего. Ведь где наибольшее количество людей, стремящихся модно и стильно одеваться, как не среди имущих слоев населения. Возможно, подобные рассказы подпитываются альтернативным покроем брюк, которые носит министр иностранных дел страны. Но… скажем обтекаемо: объективных статистических данных не существует. Скорее всего, показатель посещаемости стремится к нулю. Впрочем, это каждый может проверить самостоятельно, подсчитав количество транспортных средств представительского класса, прибывших в N-ную торговую точку за день.

Но данный миф позволяет представителям малоимущих категорий более спокойно переживать социальную изоляцию и становящуюся все более явной классовую сегрегацию.

К слову, исключительно важная психосоциальная функция секонд-хенда – это одно из наиболее вменяемых объяснений, почему данное явление нельзя ставить под запрет (о чем мечтали некоторые законодатели еще буквально 8-10 лет назад). Конечно же, голыми граждане не останутся. Но иллюзии принадлежности к модно-стильному миру будут утрачены. А утративший иллюзии народ становится груб и циничен, алчен и расчетлив, малосентиментален и крайне строптив, что в условиях стремительно сокращающейся кормовой базы на отдельно взятой территории не только не желательно, но и категорически неприемлемо.

Дмитрий Михайлов