Зачем министру четыре тысячи долларов

2766

Постоянные жалобы депутатов и министров на низкий уровень заработных плат не то что уж очень напрягает, но, производя подмену повестки дня, отвлекает усилия производителей информпродукта от действительно актуальных вопросов. Расстановка кое-каких точек над «і» существенно могла бы снизить накал страстей вокруг проблемы низкого уровня удовлетворенности материальной стороной жизни представителями управленческого класса.

Намедни отличающийся повышенной медиаактивностью нардеп от «Народного фронта» Антон Геращенко в очередной раз забросил в тихий омут общественной дискуссии камень, о который уже не раз спотыкались лучшие экспертные умы.

«Я считаю, что зарплата министра должна быть в районе 100 тыс. грн. Это хотя бы как-то соответствовало общему уровню ситуации в Украине», - заявил нардеп, на чем мы, собственно, с ним и прощаемся, поскольку лишенная блеска оригинальности идея выдавалась в эфир и ранее в исполнении самых разнообразных персонажей.

В переводе в твердую валюту это около 4 тысяч долларов, то есть не так уж и много, хотя для абсолютного большинства населения страны - сумма просто астрономическая.

На отсутствие навыков жить на министерско-депутатские зарплаты жаловались и бывший министр инфраструктуры Пивоварский, и казак Гаврилюк и сам Мустафа Найем (или люди похожие на них).

Аргументация, выдвигаемая в поддержку предложений об улучшении материального обеспечения управленческого класса, не то чтобы была уж совсем никудышней, но по большей части хромает на обе ноги.

Один из наиболее популярных тезисов – высокие зарплаты отвратят депутатско-чиновничий корпус от занятий коррупцией. Что справедливо примерно в той же мере, как и предположение, будто приобретение томика сонетов Шекспира сподвигнет матерщинника отказаться от обсценной лексики.

Как-то представитель СМИ Дмитрий Гордон, ставший депутатом, рассуждал о чиновниках с высокой зарплатой: «Им западло украсть, потому что у них есть деньги. Как же это непонятно?»

Но история коррупционных скандалов в странах, освоившихся в системе европейских ценностей и раньше, и тщательнее, нежели Украина, наглядно показывает, что, выражаясь языком комментария, вообще, не западло.  Бывший президент ФРГ Кристиан Вульф обвинялся в трех десятках эпизодов злоупотреблений властью. В 2013 году французский министр по делам бюджета Жером Кьюзак обвинялся в уклонении от налогов. На тайном счете в Швейцарском банке у него обнаружилось 600 тысяч евро неучтенки. В 2012 году ФБР уличила руководителя финансовой службы города Диксон (штат Иллинойс) Риту Крандвелл в хищении 30 миллионов долларов бюджетных средств. Примеры можно приводить очень долго, если бы они имели хоть какое-то отношение к, например, действующему Кабмину, который на практике доказывает, что и за 35 тысяч гривен министр вполне способен трудиться, абсолютно не участвуя в коррупционных схемах.

Тезис о возможности привлечения на более высокие министерские зарплаты более квалифицированных кадров тоже не в пользу ныне действующего управленческого класса, так как изначально потребуется конкретно указать, кто из министров специально работает плохо, потому что у него маленькая зарплата. Может, это министр внутренних дел? Не может быть. Или сам глава кабинета? Отнюдь. Во всяком случае, они в этом никогда не признаются.

Главе Нацполиции была в свое время установлена зарплата как раз на уровне близком к желаемому – 97 тысяч гривен. Улучшило ли это работу полиции? Вопрос оценочных суждений.

Ссылки на опыт западных коллег еще менее весомы. Канцлер ФРГ Ангела Меркель зарабатывает более 22 тысяч евро в месяц. То есть примерно семь средних зарплат. Премьер Гройсман получает 35 тысяч гривен, то есть те же семь средних зарплат. Что не так? Что не соответствует европейскому опыту?

Как видим, какие-либо внятные основания для повышения министрам заработных плат категорически отсутствуют (тем более что многие из них с детства занимались успешным бизнесом и за несколько лет успели сколотить огромные состояния). Но слегка призадуматься заставляет отнюдь не это. Почему с такой же частотой не поднимается вопрос о повышении заработных плат, например, работников бюджетной сферы, которые задействованы в решении вопросов жизнеобеспечения в не меньшей степени? Во всяком случае, реплика, что украинский учитель должен получать на уровне европейских коллег звучала бы ничуть не хуже. Кроме того, эксперты, дружащие с калькулятором, уже неоднократно выступали с предложениями привязки зарплат чиновников к средней по стране, что сэкономило бы огромное количество времени и сил для генераторов «зарплатных идей». Например, глава Кабмина получает (как в Германии), семь средних зарплат. Члены Кабмина – 4-5. Тогда ничто и никто не сможет их остановить в стремлении повысить размер собственного денежного довольствия. Вроде бы это понятно даже доктору Ватсону, страдавшему склонностью не понимать элементарные вещи.

Дмитрий Михайлов