Второе пришествие варягов

3464

Вместо эпиграфа.

- Вот какая польза от этой картины на стене?

- От этой картины на стене очень большая польза — она дырку на обоях загораживает!

(Эдуард Успенский,  «Дядя Федор, пес и кот»)

 

Показался ли выход из тоннеля реформ или забрезживший в отдалении свет посылает фонарь встречной электрички – пока не ясно. Но решимость двигаться в заданном направлении по-прежнему отличается высокой степенью непоколебимости, что в очередной раз подтвердило заявление 5 мая о создании группы стратегических советников по поддержке реформ.

 

Дирижировать сводным оркестром сопровождения реформаторской деятельности нового Кабмина будут легендарный Лешек Бальцерович и экс-премьер Словакии Иван Миклош, призванные олицетворять собой вторую волну «варяжского нашествия». Всего в сборную команду войдут полтора десятка экспертов из Польши, Словакии и Украины. 

Ранний опыт привлечения иностранных специалистов для организации широкомасштабных преобразований стал наглядным подтверждением блинной теории, в соответствии с которой первая попытка всегда получается, мягко говоря, некачественной.

Падение ВВП на 10%, курса национальной валюты на 67%, сокращение экспорта на 50% и резкое снижение уровня жизни – это далеко не те показатели, которыми экс-министр экономики Абрамовичус и экс-министр финансов Яресько могли бы похвастаться ими перед коллегами. Реструктуризация внешнего долга, преподнесенная как спасение страны от дефолта, вряд ли может быть занесена в графу «выдающиеся заслуги». Мало кто станет превозносить сантехника, который пробил в стояке дыру, а затем затолкал ее тряпкой, чтобы не сильно протекало, и рекомендовал подставлять под течь тазик (лучше медный – для живости ассоциаций).

Конечно же, утверждать, что ничего не делалось – тоже несправедливо. Специалисты ходили на работу, принимали участие в заседаниях Верховной Рады, выступали на пресс-конференциях. То есть, деятельность была. Просто положительные результаты – отсутствовали.

Министр (теперь уже экс-) здравоохранения Квиташвили еще в июле 2015 года самостоятельно подал в отставку, честно и открыто расписавшись в своей неспособности организовать эффективную работу Минздрава. А все еще удерживающийся в кресле одесского губернатора Михеил Саакашвили за почти год повышенной активности сумел доказать лишь то, что управлять маленьким целым и частью большого целого – это, в некотором роде, различные вещи.

Торжество шило-мыльной теории

В новой версии призвания варягов иностранным специалистам отведена роль гораздо скромнее – советников. Хотя первые выступления легенды реформаторского движения и человека из страны, которую неискушенные в тонкостях политической географии люди часто путают со Словенией (при всем уважении к великому словацкому народу), показали, что и присоветовать-то им особенно нечего.

Четыре главные цели, поставленные перед Украиной Лешеком Бальцеровичем, скорее способны вызвать легкую улыбку растерянности и пожимание плечами, нежели готовность закатать рукава. Рекомендация номер один: необходимо укрепление стабильности финансов, бюджета, банковской системы и экономики. Для максимального постижения всей глубины глубин данного тезиса попрбуем обратиться к классике. В культовом фильме «ДМБ» прапорщик Николай Козаков (он же - Дикий прапор) ставил задачи гораздо четче: «Для более эффективного следования в часть мы должны сесть в автобус и проследовать в часть».

Во-вторых, по версии эксперта, стране нужны реформы для укрепления экономического роста. Ценность данного совета близка к рекомендации врача захворавшему пациенту: «Вам нужно пить таблетки».

Но третья рекомендация по простоте и изяществу превосходит обе предыдущие вместе взятые: укрепление законного государства, что включает борьбу с коррупцией. Если для того, чтобы услышать, что законность следует укреплять, а с коррупцией - бороться, потребовалось выписывать из-за кордона целого Бальцеровича, то реально в стране что-то пошло не так. Тем более, что до выступления эксперта в данной сфере утверждения правопорядка было куда больше конкретики. Введение «новой полиции», аресты в прямом эфире, задержание нардепа прямо в стенах Рады и разоблачение «бриллиантовых прокуроров» - это же яркие примеры укрепления законности и борьбы с коррупцией. Пусть неудачные. Но яркие!

Четвертая рекомендация - перестройка государства, включая настоящую децентрализацию - является не более чем реверансом в сторону местных реформаторов. Во всяком случае, Президенту, положившему столько титанических усилий на внедрение в обиход слова «децентрализация», приятно будет знать, что и в лексиконе зарубежных специалистов оно тоже занимает достойное место.

Иван Миклош был более конкретен, но столь же не оригинален, вкратце пересказав мантру местных реформаторов: «Сегодня очень важно провести судебную реформу и реформу прокуратуры, побороть коррупцию, начать процесс приватизации госпредприятий». А его заявление «За последние два года после Майдана было сделано реформ больше, чем за 22 года до этого» несколько намекает на не очень высокую степень интереса к тому, что и как происходит в современной Украине, и на легкую склонность к традиционному для эпохи соцреализма «одобрямсу».

При всей кажущейся бесполезности команды советников (ибо в Украине просто нет совершеннолетних людей, которые были бы неспособны давать вышеизложенные советы) их сопровождение деятельности нового-старого правительство отнюдь не лишено смысла. Максимально точно их роль и значение описывает реплика из еще одного классического произведения – см. «Вместо эпиграфа». В частности авторитет Бальцеровича как организатора и вдохновителя реформ по методу «шоковой терапии» вполне пригоден в качестве картины, загораживающей дырку на «обоях» социально-экономической политики нового-старого правительства. То, что период перехода от социалистического типа хозяйствования к рыночному, ставший звездным для Бальцеровича, по сути, несопоставим с ситуацией в современной Украине, выражаясь математическим языком, выносится за скобки. А в словосочетании «шоковая терапия» ударение делается не на терапии, а на том, что она должна быть непременно шоковой. Иными словами, за чрезвычайно низкий уровень эффективности управления, который демонстрируют президентская и кабминовские вертикали, выгребать (слово грубое, но очень точное) должно абсолютное большинство населения.

С приватизацией остатков неприватизированного немного сложнее, поскольку запуск процесса может тормозиться конфликтом интересов тех, кто имеет в стране право на какие бы то ни было интересы. То бишь, вряд ли кто-то согласится, чтобы, к примеру, Одесский припортовый завод ушел к кому попало только потому, что этот кто попало предложил большие деньги и лучший инвестиционный план. Но и в этом непростом вопросе публичные выступления советников могут быть как нельзя кстати. Рассказы о том, что госпредприятия – это рассадник коррупции, а частные владельцы сразу же натянут нарукавники и примутся за модернизацию, призваны утвердить в массовом сознании тезис «Альтернативы приватизации нет». Хотя местная приватизационная практика абсолютно не подтверждает безальтернативность радужных перспектив. Инвесторы бросятся вкладываться в модернизацию только в том случае, если им это будет выгодно. А если им будет выгодно выжать из предприятий последние соки, максимально укрывая прибыль от налогообложения, а затем объявить себя банкротами, все ценное распродать, а все неценное бросить в качестве декораций для фильма «Сталкер», они поступят именно таким образом. И если демонстрирующая организационную беспомощность власть не в состоянии обеспечить грамотное управление на госпредприятиях, то где гарантии, что она сможет наладить, что называется, конструктивный диалог с частными собственниками?

В условиях, когда уровень доверия к правящим элитам стремительно приближается к нулевой отметке, авторитетные советники становятся не просто незаменимыми, их присутствие является вопросом выживания властной команды хотя бы в краткосрочной перспективе. К тому же от них не требуется никаких сверхусилий по построению нового курса, необходимо лишь подтверждать лозунг со старинного плаката: «Верной дорогой идете товарищи». А в массовое сознание всеми подручными средствами пропаганды должна быть прочно вмонтирована мысль, что поскольку в стране проводятся реформы, то население должно жить впроголодь, тарифы должны быть рыночными, а зарплаты - нищенскими, социальные гарантии должны быть истреблены, а если кому-то чего-то не хватает, то это исключительно потому, что сам он туп, ленив, бездарен и безынициативен, одним словом, не способен бросить преподавание в школе за жалкие гроши и пристроиться к тому, что либералы перестроечных времен называли «корытом». То бишь, государство должно соответствовать европейским требованиям в любом случае, даже если это требования не современные, а эпохи зарождения первобытно-общинных отношений. А если кто-то не верит, что все именно так и должно быть, то вот ему Бальцерович, и вот ему Иван Миклош - они авторы реформ, приведших Польшу да Словакию к такому процветанию, которое обязательно наступит и в Украине лет через пятнадцать-двадцать, когда никого из членов действующего правящего кабинета во власти уже не будет, так что и спасибо даже сказать будет некому.

Дмитрий Михайлов