В окопах психоисторической войны. Бабий Яр

2571

Высокий уровень способности скандализировать абсолютно любые мероприятия и памятные даты в очередной раз был подтвержден представителями местного политического бомонда в дни 75-летия трагедии в Бабьем Яру.

Для справки. Официальным Днем памяти жертв Бабьего Яра установлено 29 сентября – начало массового уничтожения еврейского населения Киева в 1941 году. За двое суток погибло около 34 тысяч человек (хотя расстрелы производились и ранее, и после - вплоть до освобождения Киева).

Неспособность экспертов определить точное количество погибших – разброс от 70 тысяч до 200 тысяч человек за два года оккупации - лучше всяких эпитетов и драматических пауз подчеркивает масштаб трагических событий. И если память каждого почтить одной минутой молчания, то тишина продлилась бы от 48 до 138 дней. Не исключено, что в дни, посвященные абсолютно любым историческим трагедиям, полезно было бы прикручивать фитилек политических дискуссий, но технологии самопиара допускают возможность делать паузы лишь во время летних путешествий на банановые острова. Не обошлось без недоразумений и в этот раз, во всяком случае, так утверждают ленты новостей.

Отправной точкой для громких заявлений стало выступление перед Радой президента Израиля Рувена Ривлина 27 сентября, прибывшего с четырехдневным визитом, чтобы принять участие в днях памяти. Вернее, не выступление, а отдельные, извлеченные из контекста фрагменты, которые легли в основу новостных сообщений с заголовками: «Отреагировали на скандальное заявление…», «Бурно отреагировали на скандальное заявление…» и «Гневно отреагировали на скандальное заявление…» (с явным ударением на факте реакции и ее оттенках).

Несмотря на то, что большая часть выступления была посвящена рассуждением о партнерстве, поддержке и общих корнях, отечественных экспертов более всего заинтересовали фразы: «Они были уничтожены немцами и их украинскими сторонниками» и «Многие пособники преступлений были украинцами, и среди них особенно выделялись бойцы ОУН, которые издевались над евреями, убивали их и во многих случаях выдавали немцам». Проявление внимания именно к данной части спича вполне объяснимо. Ввязавшись в психоисторическую войну и после декоммунизаторского блицкрига крепко увязнув в позиционных боях, строители новых официальных идеологических конструкций сами оказались крайне уязвимыми, поскольку авторитет действующего руководства страны на международной арене (вопреки всем рассказам главы государства и Ко) относительно невысок, а количество скелетов в собственном историческом шкафу таково, что дверцы закрываются лишь под крепким нажимом. И если выпады в сторону противников, которые уже не в состоянии ничего ответить ввиду перехода от активной деятельности на страницы исторических монографий, более-менее успешны, то попытки построения собственной модели исторического бытия наталкиваются на легкое недопонимание со стороны соседей, даже тех, кто претендует на занятие освободившейся ниши «лучшие друзья». В этой связи достаточно прелюбопытным фактом является признание польским сеймом Волынской резни геноцидом поляков. Именно то, что данный акт был совершен не во времена Кравчука или Кучмы и даже не при тирании разжалованного из президентов Януковича, а в период стремительного движения страны по кругу евроинтеграции, когда объятья братских европейских народов должны быть распахнуты максимально широко.

Предыдущий 70-летний юбилей трагедии в Бабьем Яру прошел с приличествующей событию сдержанностью.  Спустя пять лет – в атмосфере упреков, намеков, подозрений.

Отповедь израильскому президенту в исполнении одной из вице-спикеров парламента, очень даже может быть, войдет в учебники политической истории будущих времен как «реакция Геращенко». А донести до массовой аудитории выражение глубокого разочарования призвана фраза: «Во время выступления в украинскому парламенте президент Израиля Реувен Ривлин позволил себе, по моему мнению, определенные некорректные и недипломатичные оценки определенных страниц трагичной украинской истории, в частности, ОУН». Но основная смысловая нагрузка досталась реплике: «Жаль, что некоторые руководители современных стран до сих пор пользуются штампами советской пропаганды времен замалчивания трагедии Бабьего Яра...»

Вопрос «где родившийся в Иерусалиме в 1939 году и ни дня не бывший гражданином СССР человек усвоил азы советской пропаганды?» может быть смело вынесен за скобки. Месседж вице-спикера обращен не столько к иностранному президенту, который вряд ли читает ее страницу в ФБ, сколько к внутреннему пользователю с очередным напоминанием проявлять максимальную осторожность в оценке тех или иных исторических событий, ибо все, что идет вразрез с официальной версией, является не более чем «штампами советской пропаганды» (или для краткости ШСП, возможно аббревиатура приживется).

Реакция остальных многочисленных комментаторов останется их личным достоянием, поскольку не носит официальный характер, а выделить кого-нибудь из экспертной среды было бы крайне несправедливым по отношению к иным, обреченным на забвение. Тем более что тематически большинство комментов недалеко ушло от вице-спикерской версии. Посему гораздо любопытнее было бы заглянуть на другую сторону медали. А именно: если бы современное политическое руководство позиционировало Украину как страну выдающихся достижений в области науки, техники, литературы, киноискусства и спорта, продвигая на позиции национальных героев ученых, писателей, художников, врачей, педагогов, спортсменов и космонавтов, демонстрировать уязвленное достоинство на уровне членов парламентского президиума вряд ли пришлось. Тем более что многие граждане абсолютно не ассоциируют собственную страну с историческими персоналиями и организациями, коих в западном мире, взявшем на себя выполнение функции центра мировой цивилизации, относят к разряду неоднозначных. И совершенно неслучайно президент Порошенко, неоднократно показавший себя выдающимся полководцем на полях психоисторических сражений (открытие всей правды о пластилине во времена тоталитаризма непременно войдет в хрестоматии), в данном случае предпочел не вмешиваться дискуссию. Во всяком случае, основными мотивами сообщений на его официальном сайте были построение дружеских отношений, проявление позитивных тенденций и развитие дальнейшего сотрудничества. (Как говорят в народе, мастерство – в данном случае дипломатическое – не ржавеет). А из всех высказываний израильского коллеги действующий гарант выбрал краткое, жизнеутверждающее и максимально ни к чему не обязывающее: «Мы должны не только помнить прошлое, но и смотреть в будущее».

Дмитрий Михайлов