Трамп и ботинки

2739

Вместо эпиграфа.

В одном из исторических анекдотов описывалось изменение реакции французских газет по мере продвижения бежавшего с Эльбы Бонапарта к столице после его высадки на юге Франции в 1814 году. «Корсиканское чудовище высадилось в бухте Жуан». «Людоед идет к Грассу». «Узурпатор вошел в Гренобль». «Бонапарт занял Лион». «Наполеон приближается к Фонтенебло». «Его императорское величество ожидается сегодня в своем верном Париже».

Объявленная сенсационной победа Дональда Трампа на президентских выборах в США поставила перед украинским политикумом задачу по резкому изменению курса информационной политики, что в среде электоральных масс называется переобуванием в прыжке. Отточенность до автоматизма каждого базового движения данного упражнения существенно облегчает задачу. Уникальность случая состоит лишь в том, что для прыжка потребуется батут. Ведь в полете еще предстоит совершить непростой выбор, на какие именно кеды, туфли-лодочки или тапочки с бубонами следует сменить суровые берцы.

Представленное отдельными экспертами провальным «участие» местного политбомонда в американских выборах (что само по себе выглядело столь же неоднозначно, как презентация картонного танка под вывеской технического ноу-хау) оказалось в высшей степени продуктивным с точки зрения решения целого ряда внутренних задач. Патологическая неспособность сформулировать более-менее вразумительный план по преодолению хотя бы некоторых из десятков наличных кризисов вынуждает управленческий класс действовать по принципу «день простоять да ночь продержаться». В столь жестких условиях возможность переключения массового сознания в режим ожидания мессии пришлась как нельзя кстати. А выбор магистрального лозунга «Клинтон приде, порядок наведе» был обусловлен исключительно особенностями сценических образов, избранных участниками избирательной гонки. Стоило кандидатам всего лишь поменяться текстами, и роль фонаря, призванного изображать свет в конце тоннеля, досталась бы Дональду Трампу. Но поскольку этого не произошло, то непростая миссия была взвалена на хрупкие дамские плечи.

Процесс перестройки (точнее, даже перенастройки) сознания местного потребителя информпродукта, вопреки злопыхательным выпадам недоброжелателей («А ну-ка, что они теперь запоют?»), пройдет достаточно гладко и завершится в кратчайшие сроки. Подобные технологии использовались неоднократно и показали себя вполне эффективными. (Достаточно вспомнить итог тотальной информационной кампании «Юлі – волю!» и стремительное превращение Надежды Савченко из «летчицы» в «троянского коня».)

Дело, в сущности, за малым – осталось определить лишь технику прыжка и разновидность обуви, способной обеспечить максимальный комфорт приземления.

Поспешность, с которой отдельно взятые министры и их помощники бросились затирать посты крайне оскорбительного характера в адрес нового президента США, выглядит явной натяжкой. Опасения, что мистер Трамп прочитает нечто эдакое о себе в фейсучике, более чем нелепы. При всем уважении к феноменальным способностям Дональда Фредовича, он далеко не Владимир Ильич, и роль вездесущего большевика – и на броневике, и в шалаше, и на ступеньках за статьей, и с чайником за кипяточком, и все одновременно – ему явно не по плечу. Столь же необязательны и вспышки просветления в стиле одного из героев киноверсии «Приключения Буратино», вошедшего в викицитатники с фразой «А я тут ни при чем». Поэтому заявление министра соцполитики Павла Розенко о том, что он «например, никогда и ничего плохого про будущего президента США Дональда Трампа не писал и не говорил», выглядят достаточно беспощадным троллингом невоздержанных говорунов и писателей. Но среди направлений изменения информационной политики по отношению к новому хозяину Белого дома присутствуют как магистральные, так и тупиковые.

Тупиковые направления.

- «Пережили Януковича, переживем и Трампа».

Новый тезис, запущенный в обиход Мустафой Найемом, в разы уступает ранней работе «берите зонтики, чай, кофе», и, скорее, указывает на пребывание мыслителя в творческом кризисе. Учитывая космическую дистанцию между президентом США и автором «переживаний», ценность тезиса приближается к рассуждениям жителя экваториальной Африки на тему: пережили нашествие Батыя, переживем и ледниковый период.

- Трампа ожидает импичмент.

Идея, активно продвигаемая в массы силами политолога Фесенко, привлекательна лишь для части зрительско-читательской аудитории, способной воспринимать сложноподчиненные логические связи, например, между кафедрой научного коммунизма и бегемотом: кафедра – институт – студент – колхоз – картошка – грязь – болото – бегемот (потому что «ох, нелегкая это работа – из болота тащить бегемота»). «Если эксцентричность и эпатажность Трампа приведут к тому, что он начнет менять правила игры… то не исключен серьезный конфликт, который может закончиться попыткой импичмента», - рассуждает эксперт, пытаясь одной фразой демонтировать всю правовую систему в США и заменить ее революционной целесообразностью.

Магистральные направления.

- Трамп не влияет на внешнюю политику США, потому что курс вырабатывался столетиями, и в этом задействованы различные влиятельные силы. Наиболее популярная среди комментаторов версия, призванная успокоить переполошившийся ширнармасс: Крым не признает и Путина не усыновит.

- А нам все равно.

Первым данную лыжню занял экс-майор Семен Семенченко, предложивший сосредоточиться на очищении своей страны и своего государства. («А Трамп там или Хиллари для новой Украины не будет иметь почти никакого значения» - цитата). Вполне рабочая схема, опробованная при переориентации с евроинтеграционной апологетики на лозунг «Строим Европу в Коломые» и замещении безвиза с ЕС рассказами об успехах внутреннего туризма.

- Победа Трампа может ускорить принятие законопроекта о поставках летального оружия в Украину.

За развитие данной версии взялся Чрезвычайный и Полномочный посол Украины в США Валерий Чалый, ранее по большей мере выражавший различной степени глубины озабоченность по поводу высказываний кандидата. Логика примерно такая же, как и в цепи «кафедра-бегемот». Трамп – республиканец, республиканцы поддерживают поставки, республиканское большинство в конгрессе обеспечит принятие соответствующего решения. Осталось только найти деньги на закупку ЛО и – дело практически в шляпе.

- Победа Трампа стимулирует украинские реформы.

Оставшимся без траншей и прочей поддержки извне управленческим элитам просто ничего не останется, как, засучив рукава, броситься на построение развитого капитализма с человеческим лицом. Граничащая с антинаучной фантастикой идея имеет право на существование хотя бы на том основании, что у любого жанра есть свои почитатели.

В качестве «подтверждающей цитаты» можно использовать реплику директора Украинского института международной политики Ростислава Томенчука: «Дональд Трамп не даст Украине поблажек, что будет нас стимулировать занимать более активную позицию в реформах».

- Предвыборные заявления ничего не значат.

А, следовательно, «Хиллари Клинтон нас гораздо больше разочаровала бы в отношениях с Украиной, чем Дональд Трамп может еще приятно удивить». Претендующее на место в хрестоматии политического афоризма высказывание нардепа Алены Шкрум наиболее красочно объединяет букет мнений о том, что якобы непредсказуемость Трампа – это палка о двух концах, может быть обращена как во вред прогрессивному человечеству, так и на пользу. И уж если политическая ситуация резко поменялась, то, скорее всего, конечно же, на пользу. Некоторые комментаторы, не склонные сдерживать полет мысли, высказали предположение, что Кремль, вопреки публичной риторике, ставил именно на Клинтон, как на более склонную к компромиссам.

- Старые знакомые.

В качестве хрестоматийного примера в политическую историю обязательно войдет экс-губернатор Одесской области Саакашвили, который и отставку якобы подгадал под выборы, и первым начал рассказывать о своей 20-летней дружбе с Трампом и аккуратных предсказаниях его победы. Выложенная в сеть картина «Михеил Саакашвили и его друг Дональд Трамп» резко контрастирует со снимком «Петр Порошенко и кандидат Хиллари Клинтон», сделанном в тот период, когда украинский президент, по его же заявлению, не нашел в своем плотном графике времени для встречи с будущим хозяином Белого дома.

- И в качестве сладкого – победа Трампа обрушит цены на нефть.

Каков механизм обрушения – дело отнюдь не среднего ума, а теневого мирового правительства. Но сама по себе новость крайне успокаивающая даже для пенсионерки из Нижних Валуев, которая нефть по 100 и газ по 400, скорее всего, не потянет.

Успешное переформатирование информационных потоков также имеет колоссальное значение для подготовки и к будущим громким внешнеполитическим победам. Следующими пунктами повышенной концентрации общественного внимания станут президентские выборы во Франции в апреле 2017-го и парламентские в ФРГ в августе того же года, абсолютно любой исход которых может стать новым источником позитива независимо от степени реализации первоначальных ожиданий.

Андрей Кравченко