То входят, то выходят. Министерские хроники

2855

Один наблюдательный человек как-то заметил: бокс не шахматы, тут думать надо. Большая украинская политика отличается от древней индийской игры, еще и тем, что в нейработа мыслительных механизмов упрощается возможностью взять ход обратно, причем вне зависимости от того, сколько было совершено следующих перемещений фигур по доске. Тем более, как мы помним, само понятие «следующий» еще нуждается в разъяснении компетентных органов.

Само собой разумеется, при подобных правилах ситуация на доске иногда складывается такая, что даже Великому комбинатору при его ловкости тырить фигуры, не снилась: сто ферзей, пешек нет, а конь ходит всеми буквами алфавита.

В общем, не успела еще фракция БПП как следует удивить экспертное сообщество «списком семи» и напугать премьера выдвижением кандидатов на еще не освободившиеся министерские кресла, гром грянул в ином секторе политического небосклона – литовский специалист АйварасАбрамавичус заявил об отставке с поста министра экономики. Слепленный из разномастных квот карточный дом начал рассыпаться. С учетом заявления литовского легионера в Кабмине бесхозными оставались сразу несколько портфелей – минздрав, минстец, минэколог, минэконом, минагропол и мининфраст. Но под устало ироничные реплики наблюдателей в стиле «Айварасы бегут с корабля», кабминовцы попытались отыграть ситуацию – четыре из ранее подавших в отставку запросились обратно. Шанса не предоставили только и.о. министраэкологии Курыкину, ведомство которого Яценюк в рамках обострения антикоррупционной бдительности обвинил в попытках выпилить на госзакупках ни много ни мало полмиллиарда бюджетных гривен.

Страсти коалиционные

Попытка пропрезидентской фракции потрогать премьера за гнилой зуб оглашением кандидатур на министерские посты не вызвала практически никаких духовно-интеллектуальных порывов,кроме реакции «Куда немытыми руками?»,не только среди политпротивников, но и врядах самой БПП. Былые заслуги отдельно взятых персон из «списка семи» с точки зрения чистоты революционных принципов делают весьма сомнительным не только их выдвижение кандидатами в постмайданное правительство 3.0, но и пребывание в авангарде президентского блока.  Метаморфозы на уровне «был членом политбюро компартии – стал радикальным националистом» выглядят как минимум настораживающими, ибо таких чудесных прозрений не описывали даже авторы самой издаваемой в мире книги.

Даже разоблачивший половину политических коррупционеров страны нардепЛещенко на вопрос Фейсбука «О чем вы думаете?» ответил в рамках фаталистического подхода к грядущей череде событий: «Знаете, что я думаю? Я думаю, что после оглашения таких кандидатов на министерские должности от БПП мы стали на шаг ближе к досрочным выборам. Чему быть - того не миновать».

Но глава фракции БПП Юрий Луценко тут же воспользовался «правом» на «можно, я перехожу»: «На самом деле фракция выдвинула семь человек для обсуждения. Однако общественная реакция свидетельствует, что вчерашнее обсуждение было поверхностным и легкомысленным. Как руководитель фракции я намерен вернуться к данному вопросу. При этом еще раз попрошу коллег учесть, что речь идет не о трудоустройстве, а об усилении потенциала правительства во времена наибольшей угрозы для государства».

Как говорится, вот оно че, Михалыч. Во времена наибольшей угрозы для государства, но как-то оно так все вышло… Поверхностно… Легкомысленно…

Пока крупнейшая из партий забивала заряд в пушку туго, чтобы ахнуть по премьеру (в фигуральном смысле, и никаких призывов к насилию), АйварасАбрамавичус едва не заставил каяться самих бэ-пэ-пэшников. Хлопок дверью в виде обвинений видного члена пропрезидентской фракции Кононенко в давлении, лоббировании и прочих излишествах нехороших оказался настолько громким, что Мустафа Найем заговорил о третьем майдане. Правда, смещение места действий предрекаемого третьего майдана с улиц и площадей в коридоры власти и под купол парламента, как бы намекает, что даже при достижении максимальной точки накала страстей, вопросы порешают в узком кругу специалистов.

Сам демарш Абрамавичуса вызывает ощущение некоторой неоднозначности.

Четырнадцать месяцев пребывания на постуглавного по экономике – это, конечно же, не лет. Но даже этот скромный срок кое-какую ответственность по идее должен накладывать. Поэтому заявление «Ни я, ни моя команда не готовы служить прикрытием для обновления старых и создания новых схем в интересах отдельных политических и бизнес-игроков», несмотря на всю свою смелость и бескомпромиссность, переводят стороннего наблюдателя в режим «осадочек остался».

При всей искренности отставника (жалобы на снятие госохраны не походят на надуманные причины отставки) время, выбранное для эффектного ухода – накануне отчета Кабмина – указывает на присутствие элементов тактической игры. Увольнение в запас после выполнения «дембельского аккорда» выглядело бы и конструктивным, и логичным. Но не исключено, что при данной последовательности событий вопрос об отставке был бы решен голосованием Рады без всяких предварительных прошений со стороны самого министра. При нынешнем раскладе, когда отставке обладателя почетного титула «икона украинских реформ» не рады ни Президент, ни иностранные послы, ни часть телезрительской аудитории, перспективы тихого незаметного изгнания могут перемениться на возможность триумфального возвращения. В противном случае, нагнетание девятибалльной информационной волны выглядит совершенно лишенным какого бы то ни было практического смысла.

Что касается возвращения «будулаев» в условно дружную семью министров, то данный «ход конем» может заметно укрепить позиции премьера, во всяком случае, в вопросах контрагитации. Это позволяет главе Кабмина активизировать объединительную риторику вопреки своим же предшествующим заявлениям в стиле «я – не я и правительственная команда не моя».Например, на последнем заседании Кабмина он уже сообщал: «Мы действительно команда украинского правительства. Украинского правительства, которое работает на те реформы, которые необходимы для этой страны. У нас следующий принцип: один за всех и все за одного. Мы пришли единой командой, и мы будем работать единой командой».

И подобный зашкаливающий пафос премьерских заявлений, приправленных мушкетерской бравадой (есть и помимо днепровских в стране гасконцы), настраивает на ожидание серьезной схватки за продление периода дожития для начавшего было разваливаться Кабмина.

Дмитрий Михайлов