Терминатор – спаситель "Металлиста". Харьковские хроники

2396

Пятикратный номинант на Нобелевскую премию классик мировой литературы Максим Горький в одном из ранних рассказов заметил: "В жизни всегда есть место подвигу. И те, которые не находят их для себя, –просто лентяи или трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь…" По данному изречению несколько поколений учащихся средних школ писали сочинения. И даже в век прожженной прагматики многие взрослые, обличенные полномочиями граждане выстраивают персональные поведенческие схемы.

Всего лишь несколько дней назад генеральный прокурор Юрий Луценко напоминал общественности, ринувшейся в обсуждения "мажорской свадьбы", о лично возвращенных 50-ти так называемых "миллиардах Януковича", автоматически снимающих все нарекания по поводу малонравственности в кризисные для страны годы. И вот – новый успех, выбивающийся из череды непрекращающихся успехов не столько даже масштабностью, сколько неожиданностью.

В перерывах между расследованиями громких дел, таких как "харьковская земельная афера", "налоговики-вредители", "балаклейский катаклизм" и "проникновение Саакашвили", генпрокурор озаботился вопросом смены формы собственности харьковского футбольного клуба "Металлист", приурочив данное мероприятие как раз визиту в Первую столицу.

(В качестве лирического отступления - 3 октября Юрий Луценко принял участие в открытии харьковского юридического форума. Но данное мероприятие, пожалуй, способно задеть за живое только узкопрофильных специалистов).

Красочное (хотя бы на уровне вербальной подачи) оформление очередного подвига Терминатора в качестве своеобразного подарка харьковчанам призвано подчеркивать теплящуюся в глубоких недрах управленческого класса заботу о поданном населении.

"Он (клуб – ред.) возвращается от Курченко к государству. Далее, очевидно, исполнительные органы страны примут решение о его использовании. Возможен вариант передачи в управление муниципальное, возможно конкурс для инвесторов, возможны другие варианты, которые уже находятся вне моей компетенции, но вместе с министром (очевидно, имелся в виду глава минюста Петренко – ред.) мы можем с гордостью сообщить харьковчанам, что ФК "Металлист" теперь будет принадлежать не беглецам-клептократии, а харьковчанам", - сообщил генеральный прокурор.

И стоит отметить, что в данном заявлении прекрасно абсолютно все: и крайне отдаленное знание истории вопроса, и весьма размытое понимание его сущности, и нарочитый архаический пафос, ставший визитной карточкой современного управленческого класса. Хотя с точки зрения использования простеньких, но вполне рабочих приемов манипуляции примитивным сознанием, текстовая презентация "подарка" проведена безупречно.

Фраза "возвращение от Курченко к государству" хоть и не соответствует действительности, несет мощный заряд восстановления попранной справедливости в стиле раннего большевизма, исповедовавшего такую практику как экспроприация экспроприаторов, то есть возврата народу у него неправедно отобранного.

Ни о каком возврате, конечно же, речь не идет, поскольку до младоолигарха (или псевдоолигарха) Курченко клуб принадлежал структуре, связанной с бизнесменом Александром Ярославским. А до того – структурам, связанным с общественным деятелем Александром Фельдманом. Ранее средства массовой информации со ссылкой на Ярославского даже называли сумму, за которую тот  приобрел футбольный клуб у коллеги по месту в жизни Александра Фельдмана – 1,5 миллиона долларов. Для современной команды – это гроши, для среднего харьковчанина – сумма, на накопление которой ему пришлось бы потратить несколько десятков жизней. Возможно, в дофельмановскую эпоху команда и принадлежала государству, но это, очевидно, было в те времена, когда еще сам Юрий Витальевич подвизался на пропаганде социалистических идей.

Так что, если бы генпрокурор называл вещи своими именами, то рассказывал бы, скорее, о некой спецконфискации в пользу государства, а это уже совсем иная по эмоциональному окрасу, призванному оказывать воздействие на слушателей, история.

Тезис номер два "мы можем с гордостью сообщить харьковчанам, что ФК "Металлист" теперь будет принадлежать не беглецам-клептократии, а харьковчанам" призван акцентировать внимание на бескорыстной и беспрестанной заботе управленческого класса, адресованной в данном случае простым жителям города, по большей мере с трудом понимающим, зачем им этот ФК и как они им будут пользоваться. Хотя, конечно же, конфигурация благодарности предполагается на уровне не ниже земного поклона, так как народ у нас исключительно вежливый и с уважением относящийся даже к самым бесполезным дарам. Действительно, большей глупости, чем футбольный клуб, принадлежащий харьковчанам, на современном этапе развития футбола представить трудновато. Но видимо, уж очень хотелось Луценко понравиться почтеннейшей публике. Если бы генпрокурора попросили рассказать, как бы все это выглядело на практике, то, скорее всего, он отделался бы общими фразами на уровне "Земля – крестьянам, фабрики - рабочим".

Во-первых, у харьковчан нет денег для содержания футбольной команды - и этого пункта вполне достаточно. Но, тем не менее, во-вторых, если бы деньги у них были, то они предпочли бы потратить их на иные цели. Пребывание футбольного клуба  в коммунальной собственности – это минус несколько десятков миллионов гривен из городского бюджета, и… собственно, все. Так что если "Металлист" и будет принадлежать харьковчанам, то какому-нибудь одному. И это – в самом лучшем случае, если таковой чрезвычайно богатый субъект, нуждающийся в столь дорогостоящей игрушке, отыщется. А если нет, то с трудом представляется, что госменеждеры, на хрупкие плечи которых генпрокурор собирается возложить дополнительные обязанности, будут делать со столь неприбыльным активом. 

Дмитрий Михайлов