Сорок верст – не крюк. Медицинская реформа по-харьковски

3702

Несмотря на обеспечение усилиями правящего кабинета полуторапроцентного скачка экономики и доселе невиданного роста «минималки» со 152 условных единиц еще каких-нибудь года три назад до современных 114-ти, степень капризности среднестатистических граждан порою не знает границ.

Не далее как вчера жители Люботина перекрыли трассу Харьков-Киев в знак протеста против медицинской реформы. Попытки применения шоковой терапии (а где ж еще ее применять, если не в медицине) вызвали резкое отторжение социального микроорганизма. Полторы тысячи граждан, по данным организаторов акции, выразили свое неудовольствие планами облздрава в рамках медреформы прикрыть одну из люботинских больниц…

НАТО и извечный вопрос харьковской интеллигенции

Но обо всем по порядку.

В конце ноября прошлого года, идя навстречу пожеланиям электоральных масс, кабинет министров приступил к практическому вовлечению сферы здравоохранения в тотальные преобразовательные процессы.

Учитывая, что лучшим способом визуализации реформ является перестановка мебели, было принято единственно правильное решение о проведении структурной реорганизации с приправкой оной изрядной щепотью оптимизации.

Еще 30 ноября 2016-го кабмин выпустил в свет постанову №932, предписывающую создание так называемых госпитальных округов. В соответствии с задумкой авторов проекта, в центрах округов будут сосредоточены все достижения современной медицины (во всяком случае те из них, которые доступны местному обывателю). Перифериям же отводится роль мощных кластеров оказания первичной медицинской помощи, в отечественном исполнении идеально соответствующей классической формуле «бинт-зеленка-подорожник».

В исполнении Харьковской обладминистрации реализация вышестоящего замысла выглядит следующим образом. В регионе создается пять округов: Балаклейский, Центральный, Лозовской, Купянский и Харьковский. В окружном центре будет находиться больница интенсивного лечения, плюс на территории округов будут расположены от одного до трех крупных медучреждений.

Округа сформированы таким образом, чтобы расстояние от пациента до больницы составляло не более 60 километров, а время в пути — не больше 60 минут в один конец.

На местной конкретике реализация данного направления реформы приобрела примерно следующие очертания. В центральном госпитальном округе, покрывающем 11 районов, главную больницу расположат в Мерефе. Еще три в Валках, Богодухове и Чугуеве. Данная конфигурация несколько нарушила планы на оздоровление жителей славного города Люботина. Вроде бы, в Люботине есть две больницы, куда, собственно, и обращались ранее горожане. Но они, следуя логике реформ, подлежат оптимизации. Так что за вторичной медпомощью люботинцам придется ездить в не менее славный город Валки, преодолевая расстояние всего в 40 километров.

Попытки придания органам зрения формы правильных четырехугольников и восклицания «Двадцать первый век на дворе!» в данном случае лишены малейшей перспективы. Если руководствоваться законами формальной логики, то это в 19-м веке 40 километров могли стать непреодолимым препятствием. А в эпоху стремительного научно-технического прогресса – это же всего два-три часа на дорогу туда и обратно. А если взять во внимание, что треть населения – пенсионеры, а еще каждый шестой безработный или частично занятый, то проблема затрат времени в значительной степени отпадает сама собой. В общем, для истинно больного, как говорится, 40 верст не крюк. К тому же в мотивационной части правительственного документа прямо указывается, что реорганизация проводится именно для того, чтобы «обеспечить своевременный доступ населения к услугам вторичной медицинской помощи надлежащего качества».

Конечно же, у отдельно стоящих наблюдателей, не постигших еще всей глубины наших глубин, может возникнуть совершенно нелепый в эпоху перемен вопрос: «А почему нельзя сделать так, чтобы медучреждения, обеспечивающие весь комплекс лечебных мероприятий, находились и в Люботине, и в Валках?» (Два указанных населенных пункта в данном случае можно воспринимать в качестве примеров, на их месте может быть любой райцентр или город областного значения).

Ссылки на отсутствие денег вряд ли могут быть уместными, поскольку дефицит средств не является абсолютом и возникает, как правило, в результате бездарной управленческой деятельности. А вряд ли какой-либо коллектив государственных менеджеров признается в неэффективности собственной работы.

Правильный же ответ гораздо проще. Если больница будет и там, и тут, в радиусе пары километров от больного, то возникает высокий уровень опасности, что либеральные реформы в медицинской отрасли будут похоронены под завалами убогого совка. Не испытав шока, конечный потребитель практически лишает себя возможности ощутить на себе терапевтический эффект. Во всяком случае, именно такую формулу организаторы преобразований пытаются внедрить в массовое сознание в качестве «аксиомы реформ». Не зря же, в конце концов, таблетки делают горькими на вкус. Лечение (это в фигуральном смысле касается всех сфер жизнеобеспечения) должно быть максимально неприятным. Иначе выздоровления не доставит должного уровня радости.

Дмитрий Михайлов