Прощай, бесплатная медицина

3446


Вместо эпиграфа.

В кабинет врача заходит пациент с гвоздем в голове:

  • - Доктор, можно вытащить?
  • - Конечно. С вас две тысячи.
  • - Но у меня же страховой полис!
  • - По страховому полису мы можем только загнуть, чтобы не мешал.


Прогнозы и обещания Президента Порошенко, как правило, не отличаются высоким уровнем вероятности воплощения в жизнь. Тем не менее, один из озвученных гарантом проектов – отказ от принципа бесплатного медицинского обслуживания населения – имеет все шансы реализоваться на практике. О необходимости «реформатнуть» сферу здравоохранения, например, в части перехода на систему медицинского страхования поговаривают давно с различной степенью интенсивности. Поэтому революционная как по форме, так и по содержанию фраза главы государства «Думаю, что хватит, наконец, политикам-популистам врать людям о бесплатной медицине» была воспринята не только как руководство к активизации дискуссии, но и к наполнению ее определенной конкретикой.

Пока профильное министерство анонсирует презентацию стратегии реформ, эксперты прикидывают, в какую копейку нововведения обойдутся народонаселению. По предварительным оценкам, картина вазелиновым маслом может выглядеть примерно следующим образом. Перво-наперво, все жители страны получат за счет государства минимальный страховой пакет. Конечно же, не надо быть гипернаблюдательным, чтобы заметить ключевое слово «минимальный». Что в украинском государстве понимается под данным термином, можно оценить на примере прочих видов минималок: прожиточный минимум 1330 гривны (почти 50 условных единиц), минимальная пенсия 1074 гривны (40), минимальная зарплата 1378 гривен (более 51) и так далее. Исходя из этого можно вполне смело предположить, что в минимальный пакет войдут 1-2 посещения врача в год и пара бахил с акционной скидкой. Данная оценка крайне приблизительна, но, скорее всего, набор услуг будет варьироваться в очерченных пределах. Более-менее зажиточные люди будут покупать страховые полисы, стоимость которых оценивается от 4000 гривен (например, при обслуживании в госклиниках и без покрытия медикаментов) и до 20000 гривен.Как информируют общественность СМИ, в Минздраве кипит работа по расчетам тарифов на различные медуслуги, которые, по оценкам чиновников, должны быть на 10-20% ниже, чем в частных медучреждениях, что прямо указывает на строгую приверженность принципу сбалансированности: и цены не задирать, и народ зазря не баловать. В соответствии с прикинутым на глаз прейскурантом, консультация у участкового может обойтись гривен в 150, цифровой рентген 250–300 грн, УЗИ брюшной полости — 300–450 грн, кардиограмма — 120–150 грн и так далее. Затем, если за ориентир выбраны уже существующие аналогичные зарубежные системы, пациент предъявит квитанцию страховикам, которые возместят (или частично возместят) расходы.

Все идет по плану

В проекте все выглядит вроде бы чинно-благородно, даже несмотря на перспективу необходимости существенным образом подкорректировать статью 49 Основного Закона, сообщающую о том, что в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется бесплатно, а существующая сеть таких учреждений не может быть сокращена. Хотя можно просто обратиться в Конституционный суд за разъяснением слова «бесплатно» (это вообще без денег или открывающее широкие возможности для трактовок понятие «почти даром» можно считать партитурой из той же оперы).

Среди аргументов «за», конечно же, центральное место (можно сказать – фундаментообразующее) занимает опыт передовых стран. В «цитадели демократии» страховкой охвачено 84% населения. В Федеративной республике Германии медицинское страхование носит такой же поголовный характер, как прививки от ящура в одной известной кавказской истории. Из прелестей: у немцев страховые компании оплачивают не только посещение врача, вызов скорой помощи, лекарственные препараты, но и назначенные медиками массаж, лечебную физкультуру, помощь по ведению домашнего хозяйства во время болезни, посещение курортов.

Пример для подражания налицо. Есть лишь одна небольшая разница между их моделью и будущей отечественной, максимально наглядно раскрываемая на примере истории о двух джентльменах, заглянувших в ресторан перекусить. Один опекаемый любезным официантом приятно и обильно пообедал, второго вышибала спустил с крыльца. Казалось бы, два совершенно равноправных субъекта пришли в одно и то же место, в одно и то же время, с одинаковыми намерениями. Почему же результаты оказались столь различными? Очевидно, потому, что у одного в кармане была чековая книжка, а у другого – использованный трамвайный билет.

Суммы, которые могут себе позволить потратить на здравоохранение зарубежные партнеры, в местном планетарии еще пару световых лет будут считаться астрономическими. В Германии из всех источников финансирования на медицину тратится 300 млрд евро в год. Для имеющей населения в два раза меньше Украины это 150 млрд евро – всего-навсего два ВВП. Взносы в больничные кассы составляют 8,9% от доходов. Еще 7% оплачивает работодатель. При зарплате порядка 4 тыс. евро (считающейся даже недостаточно высокой, чтобы иметь право страховаться в частных компаниях) величина взносов составит 356 евро в месяц. В чуть более близкой нам Польше отчисления составляют 9%, или при среднем уровне зарплаты 1000 евро – 90 евро. При переносе этих критериев на местную почву все радикально меняется, словно закон о переходе количества в качество придуман именно для подобного случая. При средней зарплате 164 евро украинцу придется отдавать почти 15 евро. По сравнению с братскими странами вроде и немного, но для подавляющего большинства украинских семей 410 гривен на человека в месяц - не столь уж и жалкие гроши. Таким образом, одним из результатов реформы может стать частичный отказ населения от медицинских услуг. При условии необходимости оплатить даже посещение районной поликлиники иной среднестатистический гражданин скорее отдаст предпочтению принципу «авось само пройдет». И звучащие, к примеру, в периоды эпидемии вирусных заболеваний призывы при появлении малейших симптомов обращаться к специалистам останутся неуслышанными. Также не просчитано, сможет ли гипотетическое увеличение заработной платы медработникам исключить или хотя бы минимизировать коррупционную составляющую отечественного здравоохранения. Если в данном направлении не произойдет решительных подвижек, то не исключено, что пациентам просто придется платить дважды – в кассу и в карман, поскольку правило «когда доктор сыт, оно и больному легче» еще никто не отменял.

В странах, где действует страховая медицина, также распространенным явлением считается частичная оплата взносов работодателем. При том, что, по данным Кабмина, 47% отечественной экономики пребывает в тени, данный фактор как минимум вполовину теряет свою притягательную силу. Ожидать от работодателей, которые проводят колоссальные объемы работ, направленные на то, чтобы отхватить или утаить где какую копейку, дружного стремления набивать больничные кассы нацвалютой вряд ли приходится. А средства, которые выделяются в продвинутых странах на программы по медицинскому обслуживанию малообеспеченных и пожилых людей, также не могут рассматриваться для Украины как актуальные в ближайшие… ну, очень много лет. 

Организаторы и вдохновители медицинской реформы (если таковая затевается всерьез) предстают скорее в роли повара, который пытается сварить супчик, но картофель ему чистить лень. В рекламном ролике «Що таке угода з Європейським союзом», возможно, сам того не подозревая, ныне все еще действующий премьер очень точно очертил логичную последовательность действий: заработная плата и пенсии вырастут в пять раз, а затем шел блочок «современная медицина, которая по карману каждому». Пока еще бесплатные таблетки для памяти позволяют припомнить, что на момент создания ролика средняя зарплата в Украине составляла порядка 350 евро, что при умножении на пять вполне позволяло бы гражданам страны открыть для себя новые дали, в том числе и в сфере зравоохранения.

Однако события начали разворачиваться несколько в ином направлении, нежели декларировалось, в связи с чем реализация концепции «хватит врать людям о бесплатной медицине» более похожа на попытку наспех перекроить доминирующие в государстве принципы с европейских новейших времен на тоже европейские, но времен эдак… уж очень средневековых (ибо даже в Древнем Риме, при всех его пороках, существовал гарантированный государством социальный минимум в виде хлеба, зрелищ и нелимитированного посещения бани). А под видом реформ неспешно, но методично в общественное сознание внедряются представления о том, что государство никому ничего не должно, что, в свою очередь, подготавливает переориентацию отношений между властью и гражданином на более удобную для представителей государственного менеджмента схему: «не спрашивай, что мы сделали для тебя, спроси себя, что ты сделал для нас».

Андрей Кравченко