Прорехи в харьковской «Стене»

2826

Вместо эпиграфа.

Мы строили, строили, и, наконец, построили.

(м/ф «Крокодил Гена», 1969 год)

 

Не далее как вчера в Харькове произошло событие, претендующее стать формальной точкой отсчета принципиально нового этапа духовного развития жителей региона. Губернатор области Юлия Светличная заявила о приостановке строительства «Европейского вала», который при бывшем главе правительства Арсении Яценюке примеряли к роли если не стержня, то немаловажного элемента национальной идеи.

«Нет финансирования этого проекта, поэтому, насколько мне известно, он на территории Харьковской области не продолжается», - сообщила глава региона, дистанцируясь от выше означенного проекта фразой «насколько мне известно». Данная вводная конструкция (если она только не выполняет функцию слов-паразитов) указывает на невысокий уровень вовлеченности выступающего в суть той или иной проблемы.

«Стена» (не исключено, что скоро идеологи нового времени приставят к ней определение «так называемая»), бывшая в эпицентре начальственного внимания при предыдущих губернаторах, медленно, но верно перекочевывает в разряд второстепенных проблем, что, конечно же, не может не быть отображением общегосударственной политики.

Как показывает история вопроса, попытки выдать отсутствие средств в качестве причины приостановки реализации проекта выглядят малоубедительными. Во время двукратного премьерства Яценюка, когда экономика упала едва ли не на треть (в долларовом эквиваленте ВВП сократился более чем в два раза), деньги находились. А в то время, когда впервые за последние годы правительство под руководством Владимира Гройсмана обеспечило мощный полуторапроцентный прорыв, заложив фундамент под здание будущего экономического процветания, деньги резко иссякают. Радикальное расхождение сложившейся ситуации с представлениями о формальной логике заставляют искать иные причины приостановки строительства «Стены».

Задача не столь сложная, как может показаться на первый взгляд. Особенно если довериться Екклесиасту, утверждавшему, что для любого занятия отведен ограниченный промежуток времени. Иными словами, все преходяще (естественно, кроме музыки, которая вечна).

В качестве исторической параллели можно вспомнить Харьков на изломе времен. Полгорода ходит в «варенках», полгорода торгует китайскими пуховиками, в каждом людном месте публику развлекают веселые наперсточники, из динамиков доносится «Ласковый май». Люди прозябали в нищете, но с неистребимой надеждой на то, что жизнь-то вот-вот наладится. Куда все это делось? Это все себя изжило. Выработало весь информационный, культурный (или антикультурный) ресурс.

Не способная, по мнению знатоков, оборонить кордоны даже от диких кабанов оградительная конструкция по примеру оруэлловской мельницы из Animal Farm (строительство которой также не было завершено) сыграла колоссальную мобилизующую роль.

Уже в июле 2014-го вдоль границы с агрессором вырыли ров шириной четыре метра и длинной 75 километров. Губернатор Балута, что называется, держал руку на пульсе строительных работ, время от времени докладывая об очередных успехах. В январе 2015-го он рапортовал о возведении новых блокпостов. В феврале того же года в интервью «Харьковским известиям» губернатор сообщал об объемах проделанных работ с использованием термина «танкоопасные направления».

Сменивший Балуту в губернаторском кресле Игорь Райнин уделял проблематике первостепенное внимание, неоднократно сообщая о завершении подготовительных работ.

Апогеем начальственного внимания стала поездка премьера Яценюка на границу, в ходе которой «Стена» была опробована главой кабмина на прочность персонально с помощью режущего инструмента типа кусачек.

После отставки Арсения Петровича «Стена» пережила настоящий шквал информационных атак, появляясь в основном в материалах с заголовками «Стена» Яценюка: огромные деньги пошли «налево», «Жалкое зрелище. «Стеной» Яценюка заинтересовались антикоррупционеры», «Мифическая "Стена" Яценюка. Что построили за два года»... По мотивам поездки корреспондента Страна.ua в Харьковскую область появился статья «Эта «Стена» уже вся в дырах от кабанов, а вы говорите танки!»

Злоупотреблений никаких не нашли. Во всяком случае, Арсений Петрович весел, бодр и на свободе, а не отправился на какие-нибудь общественно полезные землеройные работы. Но волны гражданского пафоса (впрочем, как и обличительного задора), ранее сопровождавшие сообщение о возведении «Европейского вала», явно схлынули. Количество информационных поводов, выжатых из «Стены», уже давно превысило все среднестатистические нормы. Участие в развитии проекта правительства Гройсмана автоматически содействовало наращиванию «политического жирка» у папередника (проект уже вошел в историю как «Стена Яценюка» и иного названия у него быть не может). А лить воду на чужие мельницы, даже если это мельница ситуативных друзей, в украинской политике просто не принято. К тому же, у действующего кабмина совершенно иная историческая миссия – борьба с мировым популизмом. Поэтому на региональном уровне в ближайшее время следует ожидать прорывов именно в этом направлении.

Дмитрий Михайлов