Нью-Васюки-46, или Гиперлуп головного мозга

1033

Вместо эпиграфа

«Из Васюков полетят сигналы на Марс, Юпитер и Нептун. Сообщение с Венерой сделается таким же легким, как переезд из Рыбинска в Ярославль. А там, как знать, может быть, лет через восемь в Васюках состоится первый в истории мироздания междупланетный шахматный конгресс!»

(Илья Ильф и Евгений Петров, «12 стульев», 1927 год)

 Когда в феврале нынешнего года зрительско-читательская аудитория встретила размышления министра инфраструктуры Украины о строительстве Гиперлупа покручиванием пальца у виска, казалось, что история создания очередных Нью-Васюков завершилась. Но нет, она только начиналась. На днях министерство презентовало документ с вполне обыкновенным, на первый взгляд, заголовком «Национальная транспортная стратегия до 2030 года».

Лучшие умы человечества пытались заглядывать на куда большие временные расстояния, но мало кто из них мог похвастаться такой высотой полета творческой фантазии.

«Построение модернового государства требует модернового подхода», - сообщил в преамбуле к программе глава министерства Омелян. И хотя претендующая на афористичность реплика министра является ярко выраженной аллюзией к фразе, которую приписывают Леониду Брежневу: «Экономика должна быть экономной», обращение к классике при отсутствии собственных идей – не самый беспомощный вариант.

Модернизация по-омеляновски выглядит вполне традиционно – автобаны, аэропорты, подвижной состав – хотя и не без изысков, роль каковых играет уже начинающий набивать оскомину Гиперлуп.

 

10 автобанов

Открывает программу информация о строительстве 10 автобанов к 2030 году. Доверие к данному пункту серьезно повысило бы строительство хоть одного автобана в течение двух лет работы действующего министра. Но этого не произошло. Почему? Поэтически настроенные граждане, как правило, отвечают в рифму. Визуально кое-какие подвижки в заданном направлении осуществляются. 22 июня президент Петр Порошенко принял участие в открытии 27 километров отремонтированной дороги в Запорожской области, ошибочно принятом членами сетевого сообщества за открытие дорожного знака. Но занести этот акт в рубрику «Автобаны» нельзя даже с большой натяжкой. Если подобные темпы строительства будут выдерживаться и в дальнейшем, то к 2030 году количество автобанов в стране будет равно нулю. Таковы суровые законы математики. Любое число (читай, планы, проекты, прожекты), умноженное на ноль, дает ноль. Означает ли это, что появление энного количество автобанов к указанному сроку невозможно? Ни в коем случае. Ведь такие мощные механизмы, стимулирующие создание самых смелых планов, как «а вдруг» и «авось», никогда нельзя сбрасывать со счетов.

 

Травматизм на дорогах – минус 90%

Следующий пункт – уменьшение травматизма на дорогах на 90%. Для оценки шансов на реализацию подобных планов необходимо обратиться к статистике.

В 2015 году в ДТП было травмировано 31600 человек.

В 2016 году – 33613 человек. Плюс 6,4%.

В 2017 году – 34677 человек. Еще плюс 3%.

По версии министра Омеляна, в 2030 году уровень травматизма на украинских дорогах составит 3467 человек. То есть тенденция должна быть совершенно обратной.

Почему травматизм должен начать резко снижаться, если за два министерских года Омеляна он только рос – осталось за рамками программы. Но нельзя исключать, что часть информации является засекреченной, и сообщать широкой аудитории о наличии мощных скрытых резервов еще не наступило время.

 

Полный отказ от маршруток

Такой совершенно «некосмический» пункт, как «полный отказ от маршруток», очевидно, по версии составителей проекта, должен вызвать максимальный восторг у части жителей больших и малых городов.

Министерство пока не в состоянии сформулировать свои претензии к отечественному производителю автобусов, который по большей части обеспечивает транспортные предприятия подвижным составом. Но если на этих машинах нельзя осуществлять пассажирские перевозки, то их использование должно быть запрещено. Следует лишь в кратчайшие сроки решить, что будет вместо автобусного транспорта. Авторы программы считают, что «свободный рынок «торпедирует» переход к «комфортабельным неолайнерам». Заявление абсолютно безграмотное, так как свободный рынок «торпедирует» получение максимальной прибыли. Но, тем не менее, ровным счетом ничто не мешает министерству инфраструктуры уже сегодня начать «торпедировать» переход к неолайнерам. И если за два года этого не произошло, то это определенным образом указывает на то, что отечественным пассажирам приготовили приятный сюрприз.

 

50 аэропортов

Заявление о том, что к 2030 году в стране должно быть 50 действующих аэропортов, прежде всего, вызывает вопрос: а почему не 150?

На данный момент в стране числятся 32 аэропорта. Где должны появиться еще 18? В каких городах и селах? Ранее считалось, что цифры нельзя брать с потолка. Но «небританские ученые» из министерства инфраструктуры убедительно доказали, что можно, и это несомненный шаг вперед в развитии отечественной школы долгосрочного планирования.

 

В топ-5 железных дорог

Авторы проекта собираются «вывести «Укрзалізницю» в топ-5 железных дорог мира по финансовым показателям». Если попытаться подобрать к данному пункту наиболее точный эпитет – продуманный, просчитанный, выверенный и так далее – то более всего подойдет «амбициозный», то есть таковой, за которым ничего не стоит кроме добрых пожеланий, что уже немало. В данном случае, как минимум, необходим подробный прогноз по годам, причем не только для отечественной компании, но и иных ведущих железных дорог мира. Однако министр ничего не говорит о подобном документе, что хоть и указывает на отсутствие расчетов, зато свидетельствует о наличии феноменально развитой функции ясновидения.

 

5 гиперлупов

В соответствии с текстом программы, количество гиперлупов в стране растет не по годам, а по месяцам. Если в феврале был всего один, то в июне их уже целых пять. По версии министерства инфраструктуры, к 2030 году в мире будет 11 гиперлупов, пять из которых пройдут по территории Украины. Откуда возьмется вдохновение на строительство одного гиперлупа каждые два года, если за последние четыре года была открыта лишь одна станция метро, пока не совсем понятно. Но не верить министру на слово тоже нет никаких оснований.

 

Хаб между Европой и Азией

Пункт, гласящий о том, что «Украина – хаб между Европой и Азией», указывает, как минимум, на два обстоятельства: разработчики программы живут идеологическими установками, доминировавшими при предыдущем режиме, признанном антинародным, и разработчики программы имеют крайне слабое представление о современной политической географии. Прежде всего, нет ни одной азиатской страны кроме Российской Федерации, с которой Украина имела бы общую границу. При современных геополитических раскладах Турция и Беларусь в качестве евро-азиатских хабов выглядят куда менее ухабистыми. Но нельзя же сбрасывать со счетов и путь из Европы в Азию через порты Черного и Азовского морей. Не исключено, что перевозчики выберут именно дорогу с водной преградой от 600 до 1200 километров, так как прямые пути предназначены только для слабаков и жмотов, которые избегают препятствий и экономят каждую копейку.

 

150 километров в час

Но далеко не все пункты программы имеют космические масштабы. Например, среднюю скорость движений железнодорожных составов к 2030 году планируется довести до 150 километров в час. Именно такова средняя скорость поездов в Германии сегодня.
Каким образом при такой скорости можно войти в топ-5 железных дорог мира, не совсем ясно. Очевидно, разные пункты проекта составляли разные люди. А утверждал специалист, у которого правое полушарие не знает, о чем думает левое.

***

Несомненные прелести 2030 года – ничто по сравнению с тем, что ожидает почтеннейшую публику в 2050-м. Далее цитата:
«Эта транспортная стратегия – это не о будущем, это о настоящем. Представьте себе, что в 2050-м зерно, руду выращивают, добывают роботы, а украинцы просто наслаждаются кофе». (Министр инфраструктуры Владимир Омелян).

Это, конечно, в корне подрывает безвизовую концепцию президента, согласно которой украинцы должны наслаждаться «фантастичным кофе» уже сейчас в Братиславе по дороге в Венскую оперу. Однако можно рассчитывать, что и к 2050-му кофеманы в стране не переведутся.

Начинать стремительный рывок к наслаждению кофе придется практически с нуля. Не смотря на двухлетние усилия действующего министра инфраструктуры, трапспортное хозяйство в значительной степени выгляди как Полольский мост через Днепр в столице или Ан-225, ожидающий сборки 29 лет.

Самолет Ан-225 ожидает сборки 29 лет.

Подольский мост в Киеве ожидает завершения строительства 25 лет.

Но главное достижение презентованного документа состоит в том, что специалисты Министерства инфраструктуры неопровержимо доказали: программы хоть до 2030-го, хоть до 3020-го может сочинять каждый, кто обладает хоть малой толикой фантазии. Причем, по абсолютно любому направлению.

Например, программа развития правоохранительной системы могла бы выглядеть так: снижение преступности на 90%, увеличение скорости раскрытия преступлений до 5 минут, замена личного состава на робокопов.

Составление программы развития образования до 2030 года занимает ничуть не больше времени: нулевая неуспеваемость, доведение уровня отличников до 103% (некоторые недостаточно отличные отличники будут оставаться на второй год) и внедрение системы загрузки учебной информации в сознание учащихся с помощью радиосигнала.

В перспективе – в ближайшие два-три месяца – откроется научный городок, в котором будут жить и работать специалисты по созданию национальных программ до 2030 года. Так как на период гибридной войны город будет строго засекречен, то назвать его можно по примеру советских секретных номерных городов, например, Нью-Васюки-46. Поступить на работу сможет любой совершеннолетий гражданин страны, прошедший тест на чувство юмора, причем не зависимо от результатов.

Екатерина Павловская