На дне. Что мешает харьковскому губернатору

2838


В ежеквартальном рейтинге губернаторов, составленным изданием «Деловая столица», без перемен что на западном, что на восточном «фронте».

В тройке лидеров - главы Винницкой, Ивано-Франковской и Волынской областей. А вот руководитель Харьковщины Игорь Райнин начиная с первого квартала прочно обосновался на 23-м месте. И поскольку неконтролируемые территории в рейтинге не учитываются, то это - самое дно турнирной таблицы, и снизу стучаться уже некому.

Для Харьковской области, традиционно претендовавшей на некую исключительную роль промышленного локомотива, сельского передовика, интеллектуального центра и тому подобное – известие неутешительное.

Конечно же, ни один рейтинг не может претендовать на стопроцентно объективное отражение реальной картины: бывали случаи, когда перворазрядники обыгрывали гроссмейстеров. Тем не менее, как говаривал один старый одессит, осадочек остался.

Для определения условного уровня эффективности работы того или иного высоконазначенца составители рейтинга использовали данные Госстата по 20-ти позициям – от рождаемости до потребительских цен. Степень влияния чиновника на те или иные направления социально-экономического, гуманитарного, культурного и других видов развития является предметом спора. Но, как показывает практика, управление и отдельными регионами, и страной в целом нередко осуществляется по известному еще древним принципу «у победы тысяча отцов, а поражение – всегда сирота». И если бы на балалаечной фабрике случился бэби-бум, нет никаких сомнений, что товарищ Бывалов поставил бы это в заслугу своему чуткому руководству. Поэтому остановимся на простой формуле «человек за все в ответе на земле».

По итогам первого квартала ситуация в Харьковщине выглядела приблизительно следующим образом. Падение производства в промышленности и сельском хозяйстве по сравнению с аналогичными периодами прошлого года составило 14,1% и 7,5%соответственно. Общая задолженность по зарплате со 115 млн грн в начале года к маю резко выросла до 179-ти. Регион шел на втором месте по падению реальной заработной платы (22,3%) и на четвертом по количеству работников, переведенных на неполную рабочую неделю.

Но это было самое начало, когда отдельные недостатки можно было переадресовать не только «папередникам», но и «папередникам папередников».

Несмотря на повышенное внимание наиболее активной части социума к вопросам ценностной переориентации, в частности, демонтажу памятников в рамках реализации концепции тотальной декоммунизации, губернатор в своих публичных выступлениях сделал акценты на иных приоритетах: «Все демонтированные памятники вернутся на баланс предприятий, а дальше будут списаны. Но сделано это будет во вторую очередь – сначала нужно с экономикой разобраться».
Однако результаты первого полугодия показали, что экономика просто так сдаваться не собиралась, и ее строгим взглядом не возьмешь.

На заседании Кабмина в августе губернатор акцентировал внимание на том, что «ситуация в Харьковском регионе контролируется. В город вернулись культурно-спортивные мероприятия, жизнь нормализовалась». И это несомненный плюс, даже не взирая на массовые беспорядки 11 июня на улице Отакара Яроша и 3 августа на бывшей улице Скрыпника, которые, очевидно, были вынесены за скобки контролируемости в силу отсутствия четкой официальной версии относительно мотивационной части данных событий и оценки степени общественного вреда (или пользы).

Но, если верить сухим и бездушным цифрам, извлеченных экспертами из недр Госстата, на пром-, сельхоз-, инвест- и прочих важных показателях «нормализация жизни» практически не отразилась.

Промышленное производство сократилось на 17,6% (второй результат снизу). Сокращение реальной зарплаты составило 25,9%. Зато уменьшились зарплатные долги - до 162,4 млн грн. (правда, ненадолго: в июле они подскочили на 11 млн грн.).

Регион был в числе двух самых отстающих по динамике экспорта и уровню долгов населения за ЖКУ, в четверке с конца - по динамике сферы услуг, темпам строительства жилья и по доле работников, переведенных на неполную рабочую неделю.

Третий квартал не принес особых изменений. Ситуация по-прежнему стабильная, что нередко рассматривается комментаторами как признак мастерства.

Долги по зэ-пэ в октябре составили 169 млн грн. В ноябре добавилось еще 9 млн. В конце ноября Департамент труда и социальной защиты отрапортовал о снижении на 25 млн грн., и, возможно, эта версия будет скоро подтверждена данными Госстата. Падение промышленности осталось практически на прежнем уровне 16,8% (третий результат снизу), почти 11% наемных работников переведены на неполную рабочую неделю. Прослеживалась плохая платежная дисциплина в сфере ЖКХ.

Также следует отметить значительное снижение уровня инвестиций. Имея в данной графе 6,3 млрд грн. за три квартала, можно рассчитывать выйти к концу года на прошлогодние показатели – чуть более 8 млрд. Но достичь результатов 2013-го (9,3 млрд грн.) или 2012-го (14,7 млрд грн.) вряд ли реально. А если данные суммы перевести в у.е., разрыв станет просто катастрофическим.

Итак, к основным факторам, мешающим губернатору занимать более высокое место в отдельно взятом рейтинге, можно отнести промышленность, недисциплинированных работодателей, вялых инвесторов, рабочих, которые трудятся неполную неделю, и сферу ЖКХ.

Но еще раз следует сделать ударение на несовершенстве механизмов составления любых рейтингов. Например, в комплекс оценочных факторов не попали направления деятельности, которые если даже и не являются коньком харьковского губернатора, то нередко озвучиваются им в публичных выступлениях: борьба с диверсантами, укрепление обороноспособности и ремонт дороги Чугуев-Меловое.

На данный момент по мере формирования новых информповодов тема борьбы на невидимом фронте в новостных лентах практически не всплывает. Но еще летом губернатор докладывал о том, что спецслужбы в области постоянно задерживают диверсантов, находят тайники с оружием и взрывчаткой, обезвреживают целые террористические группы. По данным губернатора, количество обезвреженных диверсионно-разведывательных групп исчисляется десятками. Не каждый регион может похвастаться такими успехами. Хотя некоторая недосказанность в данной работе несколько нивелирует ее результаты. Если, к примеру, в 30-е годы суды над шпионами и диверсантами активно освещались, обсуждались в трудовых коллективах, их имена знала вся страна, то в нынешних условиях все заканчивается достаточно размытыми сообщениями об очередном обезвреживании с плавным переходом в режим «информационный вакуум».

Оценивание глав администраций по уровню жесткости и четкости также могло бы выдать совершенно иной общий итоговый результат, поскольку понятия «жестко» и «четко» нередко являются стержневыми в выступлениях харьковского губернатора: «жестко реагировать на подкуп избирателей», «жестко наказывать за коррупцию», «четко контролировать экономику» и так далее.

Ну и, несомненно, сильной стороной губернатора являются выборы, что наглядно продемонстрировали результаты голосования в местные советы. Глава региона заявил, что будет жестко реагировать на различные попытки подкупа избирателей и использования админресурса, что при фактическом отсутствии признаков оздоровления социально-экономической ситуации предполагало для представителей провластных партий проведение избирательной кампании исключительно на личном обаянии. Тем не менее, результаты оказались просто феноменальными. В ряде районов уровень поддержки БПП по сравнению с парламентскими выборами вырос в два-три раза, что, конечно же, вряд ли можно отнести на счет внезапного прозрения электоральных масс без посторонней помощи. А появление в информпространстве некоторых намеков на то, что харьковского губернатора по итогам выборов могут попросить на выход, скорее следует отнести к нестабильным проявлениям подвижности в подковерных слоях политической среды, нежели к наличию реальных претензий относительно качества выполненной работы.

Забегая немного вперед, можно спрогнозировать, что по итогам четвертого квартала ситуация вряд ли существенно изменится. Основные производственные сферы пока не проявляют готовности к демонстрации экономических чудес. Платежную дисциплину в сфере ЖКХ наверное можно было бы подтянуть жесткими карательными мерами, но кто возьмет на себя ответственность бултыхать палкой и в без того бурлящем котле социального напряжения. Есть надежда, что движимые старорежимными предрассудками не входить в новый год с долгами некоторые нестойкие работодатели снизят задолженность по заработной плате. Впрочем, не исключено, что в свете вот-вот грядущих конституционных изменений это уже не будет иметь значения: сами понятия «губернатор» и «глава ОГА» могут уйти в небытие, а наделенные новыми полномочиями префекты объявят в регионах начало новой жизни с чистого листа.

Андрей Кравченко