Минфин и Винни-Пух

2878


Вместо эпиграфа.

- Пух, тебе что намазать? Меду или сгущенного молока?

- И того, и другого… И можно без хлеба.

(м/ф «Винни-Пух идет в гости», 1971 год)

На поддержку честного и прозрачного бюджета страны брошены едва ли не все прогрессивные силы, способные противостоять оголтелому популизму и, как говаривал небезызвестный персонаж столь же небезызвестного фильма, прочим излишествам нехорошим. Обращение к кинематографическому опыту, что называется, во первЫх строках, отнюдь не случайно. Как показывают некоторые результаты работы креативной команды отечественного Министерства финансов, по мере активизации дискуссий вокруг Госбюджета на 2017 год потребность обращения к смыслам и надсмыслам, зашифрованным в кодах произведений искусства, стремительно нарастает. Причем с упором на наиболее раскрученные образцы масскульта, ибо для кого все это делается, как не для широчайших народных масс.

На помощь набравшему – на минуту - более 200 лайков Бюджетмену брошены Винни-Пух и все, все, все.

Новый креативпродукт на ФБ-странице Минфина в виде интеллектуальных тестов помогает аккуратно ввинтить в массовое сознание информационные шурупы, скрепляющие конструкцию главного финансового документа. Вернее, той его виртуальной модели, каковую представляют себе его авторы. Предложение выбирать из ряда вопросов правильный – невесть какой маркетинговый трюк. Тем не менее, вполне рабочий даже в начале 21-го века, поскольку значительная часть людей едва ли не на уровне инстинктов запрограммирована на достижение максимального результата вне зависимости от содержания вида деятельности. В качестве «вознаграждения» предлагается узнать – что, безусловно, крайне интересно – каким героем легендарного мультфильма «Винни-Пух» является участник тестирования.

Для примера можно рассмотреть пару вариантов вопросов-ответов.

Чем бюджет 2017 отличается от предыдущих?

Варианты ответов:

- Вероятно, ничем;

- Бюджет-2017 является реалистичным, прозрачным, стимулирует реформы и рост экономики;

- В бюджете большой дефицит и увеличивается долг.

«Вероятно, ничем» - просто антинаучный вариант, потому что даже две капли воды при более тщательном рассмотрении могут иметь массу различий.

В бюджете большой дефицит? Да, в бюджете большой дефицит. Если от расходной части 775 миллиардов гривен отнять доходную 706 миллиардов гривен, то получится 69 миллиардов. Даже после троекратного обвала нацвалюты сумма значительная – 2,5 миллиарда долларов. Но это не является отличием. Потому что прошлогодний бюджет тоже принимался с примерно такой же разницей между расходами и доходами (776,7 минус 595).

Методом исключения получаем правильный, по версии составителей, ответ – реалистичный и прозрачный. Остальные задания составлены примерно в таком же стиле. Так что отдельно можно выделить лишь вопрос, добавляющий ложку эмоций в бочку логики: «Сколько ночей не спало правительство, готовя бюджет-2017?».

Варианты ответов:

- А разве им рабочего времени мало?

- Одну, потому что делали все в последнюю ночь перед подачей бюджета;

- До сих пор не спит, ожидая принятия бюджета Радой.

В одной из лучших старорежимных мелодрам изображавшая руководителя трудового коллектива Галина Польских говорит: «Работать надо только в рабочее время. Оно ведь так и называется - рабочее». А контрреплику оппонента «Но ведь бывает так, что иногда не успеваешь» парирует фразой: «Значит, мы с вами плохо работали в течение дня». Полностью проецировать кинематографические сюжеты на объективную реальность, конечно же, нельзя, но некое рациональное зерно в вышеприведенном мини-диалоге присутствует. Однако при определении верного варианта ответа предпочтение было отдано проверенным и надежным идеологическим штампам: одиноко светящее в ночи сталинское окошко трансформировалось в круглосуточно бодрствующий Кабмин. То бишь правильный ответ - «До сих пор не спит…»

Обладатель оценочных суждений, совпадающих с саморекламными установками правящего кабинета, узнает, что он – Сова, символ мудрости.

Не попавший в «правильные» ответы становится осликом Иа.

Привлечение к рекламной акции в пользу Госбюджета персонажей именно из произведения Алана Милна, на первый взгляд, представляется несколько надуманным. Герои «Острова сокровищ» или Скрудж Макдак тематически более близки ко всему, что связано с деньгами. Но как убедительно доказал выпускник филологического факультета ХНУ и автор сборника «Бураттини» Михаил Елизаров, помимо текстов существуют подтексты.

Мультипликационная история плюшевого медведя и всех, всех, всех практически идеально накладывается на современные экономические и социальные отношения в стране. Эгоцентричный, жадноватый, но милый и даже поэтический Винни-Пух завладевает сердцами зрителей, следовательно, он и является в данной истории представителем власти. Его основные жизненные устремления – произвести несанкционированный отбор меда у пчел, получить «экономическую помощь» в виде того же меда и сгущенного молока. Во всех своих просчетах и неудачах Пух винит кого угодно, только не себя: «Это неправильные пчелы, они делают неправильный мед». Оказавшись в кредитной ловушке (застряв в проходе норы Кролика), он без всякой тени сомнения переводит стрелки на внешние обстоятельства – это все потому, что у кого-то слишком узкие двери.

Собирательный образ кредитного донора олицетворяет Кролик. Его предложение «тебе что намазать – меду или сгущенного молока» не оставляет клиентам выбора. То есть вопрос о том, брать или не брать кредиты, даже не стоит. Окно возможностей сужается до едва приоткрытой форточки: в какой валюте брать. Кролик быстро и точно определяет причины преддефолтного состояния - все потому, что кто-то слишком много ест. Но помогает незадачливому обжоре – вытаскивает его из норы, то есть проводит реструктуризацию долгов.

Шустрый, бойкий подпевала Пятачок своей безоговорочной готовностью быть на подхвате во всех грандиозных акциях Винни-Пуха отдаленно напоминает творческую интеллигенцию. Предельно забавный и несколько аляповатый, он своим присутствием затушевывает некоторые недостатки старшего товарища, при этом постоянно оказывает ему разнообразные услуги – отдает воздушный шар, выстрелами из ружья (аналог информационного грохота) спасает от пчел.

Крайне мало задействованная в сюжетных линиях Сова, очевидно, некогда была видным деятелем. Возможно, даже руководителем высокого ранга. Но ныне, пребывая на пенсии, она выполняет роль некоего морального авторитета, к которому никто не прислушивается.

Поскольку персонажи практически исчерпаны, то роль народа достается вечно всем недовольному ослику Иа, который настолько несамостоятелен, что даже где-то потерял свой хвост. Как представитель наиболее социально незащищенной категории, Иа не остается без внимания всех общественных институтов. Власть дарит ему горшок без меда. Творческая интеллигенция – символ духовной опустошенности: лопнувший воздушный шарик. Но максимальную радость Иа доставляет возвращение хвоста – то есть получение того, что у него и так от рождения было. Это акт символический, максимально точно описывающий один из основных принципов управления массовым сознанием, заключающийся в получении электоральных бонусов за счет возвращения ранее отобранного (а, как правило, лишь незначительной части).

В произведении присутствует еще Кристофер Робин – некая высшая сила, которая разруливает наиболее запутанные ситуации. Но в версии минфиновской креатив-группы его нет, что как бы полупрозрачно намекает на применение атеистического подхода к распределению средств на стадии подготовки главного финансового документа страны и их освоению в будущие периоды.

Андрей Кравченко