Ложка "ганьби" в бочке "перемоги". Хроники харьковского метро

4027

Типичный тип героя бытовых рассказов – алогичен, непоследователен, доверчив и крайне обидчив. Можно его, выражаясь языком предпринимателей 90-х, кинуть на десятки тысяч, и он воспримет это как естественное течение событий. Неприятное, но неизбежное. При этом обман на копейку может быть воспринят им как персональная обида, не подлежащая прощению ни ныне, ни впредь.

Одним словом, десятки, если не сотни, тысяч харьковчан, отстоявших накануне очереди в автоматы пополнения счета, чтобы хоть некоторое время путешествовать в поездах андеграунда по четыре, а не по пять, утром с ужасом обнаружили, что турникет снимает с их карточки по пять, а не по четыре, и были феноменально разочарованы.

Напомним, 28 марта харьковский горисполком принял решение поднять плату за проезд в метрополитене с 4 гривен до 5 гривен. И это, вне всякого сомнения, – плюс, так как в свете последних исторических решений коалиционных партий и правительства –  тариф чем выше, тем он лучше. Для примера, дневной проездной в парижском метро тянет на 7 – 17 евро. Так что можете оценить, насколько далеки мы от Парижа.

Как и год назад, было обещано, что те, кто пополнит карточки загодя, до израсходования внесенной суммы будут кататься по четыре. И – на тебе.

Естественно, посыпались жалобы, так как деньги хоть и небольшие, но справедливость – это наше все.

Мгновенно последовавшие оправдания со стороны метрополитенщиков в стиле – это не мы, это технический сбой – горожан, представляющих из себя по большей части массу гуманитариев, удовлетворило лишь частично. Тут же образовался зазор для сатиры и юмора. Вспомнился классик отечественных сатиры и юмора, еще в конце прошлого века выдвинувший в повестку дня лозунг "Тщательнее надо, ребята". Не для дяди делаем, для себя.

Казалось бы, гривна – что? На нее по нынешним временам ничего не купишь, и это выражение давно перестало быть фигуральным. Хотя подтянулись математики с калькуляторами и с не поддающимся опровержению утверждением, что гривна с одного – не так уж и много, а со всех… Каждые сутки метро перевозит 600 тысяч пассажиров. Это туда и обратно. Если только туда, то 300 тысяч. Умножить на гривну – это будет… более 11 тысяч долларов США. Не так уж и мало.

Но главное – настроение испорчено. Десятки тысяч горожан дотащились до рабочих мест в угнетенном состоянии. А самое страшное – было утрачено чувство исключительности, возникающее просто по определению у любого, кто едет по четыре в массе едущих по пять. Пусть на время, но такое чувство исчезло. Не говоря уже о крушениях вполне конкретных финансовых расчетов. Пусть тоже временном, но крушении. Ведь пополнивший карточку сразу на "полтыщи" собирался выгадать ровно сто гривен. Пусть это по нынешним временам тоже – фактическое ничто. Но ведь – ни за что, ни про что, на ровном месте, как с куста, за красивые глаза, без всяких ответных обязательств.

Да, ответ на всенародный подобный междометию возглас, в котором преобладали звуки "к", "з" и "л", на заставил себя ждать. Спасибо, за оперативность. Все-таки – самый быстрый из городских транспортов.

В метрополитене рассказали, как пассажиры могут вернуть 1 гривну. Действует какая-то понятная не с первого раза схема, общий лейтмотив которой – типа, да, отбить, казалось бы, безвозвратно потерянную гривну можно. Но параллельно возникает вопрос: а кто вернет веру в людей?

И так не в первый раз же. Ведь еще не в полной мере зажила рана от знаменитого "пятикупюрного скандала" в октябре прошлого года, когда автоматы метрополитена отказались принимать билеты по 5 гривен с прелюбопытнейшей мотивацией: Нацбанк не дает монеты по 50 копеек. Тогда сотни тысяч людей тоже не могли понять: а, собственно, почему не дает? Он что, обиделся? И почему потребитель должен страдать? Потребитель всегда прав, и он желает, чтобы его не дергали по мелочам. Есть крупное дело – пожалуйста. Например, поднять плату за отопление раз в 6-7. Готовы содействовать. Обвал валюты с параллельным обесцениванием сбережений ничего не вызывает, кроме глубокого понимания. Надо – значит, надо. Один дотошный счетовод, сопоставив среднюю заработную плату образца 2013 года на уровне 400 долларов с современной на уровне 270-ти прикинул, что среднестатистическая семья с двумя работающими лицами за четыре года потеряла, как минимум, 12,5 тысяч долларов. Но чашу терпения переполняет не весь массив жидкости, а последняя капля, после добавления которой нетерпение начинает сочиться через край под нестройное бормотание: "Доколе?"

В общем, верните гривну и прекратите донимать обывателя неприятными мелочами. Помните, он алогичен, непоследователен, доверчив и крайне обидчив. И ничто его не бесит более всего как какая-нибудь крошка в постели.

Екатерина Павловская