Климкин «поставил в угол» Гриневич

294

Вместо эпиграфа

«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит»

(Михайло Ломоносов)

 

На любом торжестве всегда найдется человек, который улучит момент, чтобы обозвать оливье ботвиньей, гостей – ординарными личностями, а хозяйку – мамой из Простоквашино. Обычно подобный интеллектуальный взрыв завершается мордобитием по схеме «все на одного», если выделившийся из общей серой массы гражданин не директор фирмы на корпоративе, не президент компании на презентационном фуршете и не министр иностранных дел в фейсбуке.

Не столь давно глава МОНа Лилия Гриневич поздравляла сборную страны по математике, которая впервые за 26 лет, что идеально вписывается в рамки концепции «за 26 лет до нас ничего не делалось», заняла почетное 4-е место на Международной олимпиаде. Место не призовое, но позади остались представители мегадержав - Японии, Германии, Великобритании, Франции, Канады и прочих. Но повод откупоривать шампанское (естественно, безалкогольное, с учетом возрастных особенностей участников) был безнадежно испорчен, так как всегда найдутся энтузиасты, готовые подбросить лопату дегтя на медовый вентилятор.

Министр иностранных дел Павел Климкин, решивший все задачи на международной арене, взялся за задачи математические и разразился конструктивной критикой в адрес образовательной системы.

Пристальное внимание главы внешнеполитического ведомства привлекли результаты ВНО по математике, которые министр, отбросив все правила дипломатии, обозвал позорными.

Далее – цитата.

«Это же тотальная катастрофа! 48% абитуриентов не смогли решить задачу уровня восьмого класса. Каждый второй из сегодняшних выпускников не ориентируется в элементарных математических правилах!».

Подобное заявление, скорее всего, не родилось бы на свет в недрах МИДа, если бы министром назначили выпускника факультета международных отношений. Но благо - в систему государственного менеджмента возвращен классический революционный принцип, в соответствии с которым каждая кухарка может управлять гиперлупом. Генеральной прокуратурой руководит электротехник, министерством внутренних дел – инженер-системотехник, министерством здравоохранения – популярный блогер, а МИДом – специалист по прикладной математике.

Отечественные освитяне, конечно, могли бы применить основное правило современной политической дискуссии - «сам дурак» - и задать вопросы: «Уж не тот ли это министр, при котором была утрачена субъектность на международной арене? И уж не тот ли это министр, в ведомстве которого западными СМИ были выявлены проявления ксенофобии и неонацизма? И уж не тот ли это министр, на которого даже брюки по фигуре подогнать не могут?»

Даже если на все эти вопросы будет получен положительный ответ, Климкин, возможно, впервые на ответственном посту окажется не столь далеким от истины.

Есть страны, в которых развит спорт высоких достижений, при том, что массовый спорт пребывает в полном упадке. Это приводит к тому, что раз в четыре года добываются несколько олимпийских медалей на фоне тотальной физической недоразвитости большей части населения. Подобная ситуация может сложиться абсолютно в любой сфере. Даже в математике.

Вряд ли стоит распространяться по поводу того, что вся материальная культура и процентов 90 духовной существуют благодаря людям, обладающим математическими познаниями. Батенька Шекспир, вне всякого сомнения, - наше все, и его можно играть хоть под открытым небом. Но Бетховену пришлось бы «Лунную сонату» бренчать на губах. Чаплин был бы мало кому известным базарным клоуном. А Дюма-отец переписывал бы свои романы от руки.

Теперь постараемся припомнить факты создания физико-математических школ за последние годы. Даже подвизавшийся на открытии всего – от межконтинентальных тоннелей до оконных форточек – главнокомандующий ни разу даже не приоткрыл подобное учебное заведение.

Можно сколько угодно пожимать плечами по поводу малограмотности, которую демонстрирует глава МИДа в сфере агитации и пропаганды, но как человек, у которого математическое полушарие временами теснит гуманитарное, он бьет беспощадно по самым чувствительным местам.

Цитата номер два.

«О каких перспективах развития украинского ИТ-сектора и инжиниринга мы говорим? О каких технологических прорывах мы мечтаем?» - вопрошает министр иностранных дел, фактически загоняя министра образования в глухой угол.

На данный момент страна находится в таком состоянии, что она не способна конкурировать ни в одной из сфер социально-экономической деятельности: авиация, космос, автомобилестроение, транспорт, производство бытовой техники и дорожное строительство и тому подобное. Кроме образования.

И действующим руководством МОНа была проделана титаническая реформаторская работа.

Разрешили пользоваться карандашами вместо шариковых ручек, что стало поворотным пунктом в деле развития отечественного образования. И это - во-первых.

Декоммунизировали уроки музыки, исключив из школьной программы симфоническое произведение «Петя и волк», созданное великим украинским композитором Сергеем Прокофьевым, а также «зеленого кузнечика». Это - во-вторых.

В очередной раз переписали учебники по истории. Это – в-третьих.

Но до математики пока руки не дошли. Она в реформах отображена лишь переносом изучения таблицы умножения с первого класса на второй. И не исключено, что до системы математических знаний дело не скоро и дойдет. МОН затевает масштабную реформу правописания, согласно которой «індик» будет писаться с буквы «и», а «півгодини» будет писаться раздельно – «пів години» и так далее. То есть, к тотальной математической безграмотности добавится еще и аналогичного размаха безграмотность орфографическая, так как переучивание на новое правописание для абсолютного большинства населения по уровню актуальности примерно на 80-м месте.

Впрочем, математическая безграмотность тоже имеет свои плюсы. Математиков невозможно собрать на массовые акции, математики не восприимчивы к наглядной агитации, математиков нельзя убедить, что 300 долларов – это больше 400, и, что самое отвратительное, математики никогда не проголосуют за представителей действующего управленческого класса, ибо все, что лишено рациональной составляющей, вызывает у них органическое отторжение.

Екатерина Павловская