Кино и Гройсман

1909

Вместо эпиграфа:

"Кино - это жизнь, из которой вырезано всё скучное"

(Альфред Хичкок)

 

В последнее время предпринимаются активные попытки репутационного спасения действующего премьера с подачей оного массовому потребителю информационного продукта в ипостаси успешного реформатора.

Ранее сообщалось, что Кабмин выделил 7,7 миллионов гривен на оказание рекламных услуг на 410 билбордах с целью информирования населения об успехах реформ в образовательной, медицинской и прочих сферах. Но этого оказалось недостаточно. Ведь как утверждал классик агитационно-пропагандистского жанра – далее цитата - «пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк». Цирка, выражаясь словами роковой женщины Прокофии Людмиловны, хватает и в жизни. А вот кино по уровню влияния на массовое сознание пока не превзойдено ни наружной рекламой, ни интернетом, ни слухами, распространяемыми со ссылками на «проверенные источники».

Недоагитированное население

Для рекламы Кабмина планируется создать агитационные видеоролики с бюджетом 945 000 гривен (объявление о закупке размещено на сайте Рrozoro). Средства будут направлены на изготовление четырех короткометражек, объединенных общим заголовком «О реформах просто».

Впрочем, в предложенных заказчику сценариях никакие реформы не описываются. Авторы пытались решить совершенно иную творческую сверхзадачу – объяснить, почему результаты реформ не заметны в настоящее время.

Не далее как 14 октября исполнилось два с половиной года пребывания Владимира Гройсмана в премьерском кресле. То есть он уже на несколько месяцев пересидел дважды премьера Яценюка. Вряд ли стоит отрицать, что на некоторых социальных слоях реформы уже отобразились самым плодотворным образом. Согласно данным издания «Новое Время», первая сотня самих богатых людей страны в 2018-м увеличила свое благосостояние по сравнению с 2017 годом на 43%, сконцентрировав суммарно в своих руках 37,5 млрд долларов, то есть на несколько миллиардов больше государственного бюджета.

Но остальная часть населения помимо повышения цен на товары и роста коммунальных тарифов иные позитивные изменения замечать решительно отказывается. Именно этому феномену попытались дать объяснения авторы концепта под условным названием «Иногда нужно время».

На экране это должно выглядеть примерно так. Далее – сценарий агитационного видеоролика номер один.

Кухня квартиры. На двух стульях мы видим молодую пару. Женщина на раннем сроке беременности – это видно по ее животу. На живот с укором смотрит муж. Потом начинает ему (животу) эмоционально говорить: «Ну, давай уже, сколько можно ждать? Давай! Давай!»

Кадр идет в блюр.

Пек-шот: Иногда нужно время.

Пост-шот: Информация о сроках реформ в иных странах.

Афтершот: Иногда просто нужно время. Реформы не исключение. Кабинет Министров Украины.

Как говорится, скромно и со вкусом. И одновременно малоэффективно, если смотреть на произведение искусства с точки рения достижения агитационного результата.

Почему? В принципе, достаточно ясно.

Тайна госдолга, или Кто мешает хорошему премьеру

Во-первых, сама идея – вторична. Тема отложенной результативности уже активно эксплуатировалась, например, в не столь отдаленные времена соцреализма. Размах, правда, был шире. В начале 60-х Никита Хрущев обещал построение коммунизма к 1980-му. В середине 80-х Михаил Горбачев обещал каждой семье отдельную квартиру к 2000-му. Как можно заметить лозунг «Иногда нужно время» достаточно древний и начал обрастать бородой еще до рождения многих членов современного отечественного Кабмина, а в пору их юности превратился в дремучий баян. А как совершенно справедливо подметил мастер современного юмора Азамат Масагалиев, второй раз не смешно.

Во-вторых, использование беременной женщины для иллюстрации ожидания – это как минимум, банально. Илья Ильф с Евгением Петровым наглухо закрыли эту тему, вложив в уста Великого Комбинатора фразу: «Скоро только кошки родятся».

Заказчик агитационного продукта оказался не в состоянии даже грамотно сопоставлять сроки. Беременность у человека длится 9 месяцев. Премьер находится на посту 2 с половиной года. Совершенно очевидно, что вышеприведенный сюжет работает против премьера. Беременная женщина в кино о реформах Гройсмана вызовет у зрителя скорее мысли  о том, что за время пребывания реформатора на премьерском посту можно было два раза родить и еще раз понести, а результатов преобразований все не видно.

В иных трех роликах используются скоростной поезд, который не может идти быстрее (для того, чтобы прибыть на станцию, нужно время), ситуация рыбалки (для того, чтобы рыба поймалась, нужно время) и посадка дерева (для того, чтобы дерево выросло, нужно время). И все три аллегории – также в «молоко».

Отечественный скоростной поезд не такой уж и скоростной. Его скорость в 160 километров в час указывают лишь на техническое отставание. Рабочая скорость скоростных поездов в иных странах мира – 320-350 километров в час. Рекордная – до 600. С таким же успехом ожидание результатов реформ можно было иллюстрировать чумацким обозом.

Явившийся домой без улова рыбак вряд ли сможет оправдаться фразой «Иногда просто нужно время». А параллель «дерево - премьер» или «премьер - дерево» и вовсе не представляется выигрышной для заказчика.

Справедливости ради следует отметить, что задача, поставленная перед креативным штабом, действительно не проста. Здесь даже Моисей с его 40-летним брожением по пустыни не вывозит. Реально расстояние между берегами Нила и Землей обетованной при наличии запасов воды и продуктов преодолевается за 2-3 недели.

Каждый сам может испробовать свои силы в создании истории в рамках концепта «Иногда нужно время». Робинзон сидит на берегу 28 лет ждет корабля - иногда нужно время? Не то. Буратино сидит на поле чудес и ждет дерево с золотыми монетами - иногда нужно время? Вообще не то… Или не менее трогательная: глава "Нафтогаза" подходит к окошку кассы для получения 8 миллионов долларов, чтобы отправить их маме в Америку, но слышит металлический голос кассира: "Иногда просто нужно время". В данном случае ожидание хотя бы было оправданным. Работа не выполнена - 2,5 млрд долларов, отсуженные у "Газпрома", так и не поступили народу страны. Откуда может взяться премия?

И наконец, несуразность номер три – противоречие между двумя указанными выше рекламными концепциями. С одной стороны, выделяется 7,7 млн грн. на рассказы о достижениях реформ. С другой, около миллиона выделяется на объяснение того, почему результатов реформ все еще нет. А это может породить в среде зрительской аудитории ощущение, что у заказчика информационного продукта правое полушарие не знает, о чем думает левое. Единственным результатом растраты бюджетных миллионов может стать лишь стимуляция активности мастеров по изготовлению фотожаб. И вряд ли более. Пойдет ли самореклама подобного качества на пользу правящему кабинету? Скорее нет, чем да. С таким же успехом можно было пойти в магазин «Мир гвоздей», купить золотой гвоздь на 8,7 млн грн. и заколотить его себе в колено. Электоральные массы могут простить все что угодно, но только не бездарность в изготовлении политической рекламы. Именно поэтому творческая ущербность и эстетическая ограниченность способны подточить устои любого политического режима не менее эффективно, нежели упадок производительных сил и развал социальной системы.

Екатерина Павловская