Какую книгу напишет Порошенко?

2049

Вместо эпиграфа

- Ты что делаешь?

- Книгу пишу.

- Зачем?

- Читать нечего.

(Команда КВН «Уральские пельмени»)

Если попробовать ответить на вопрос «Чем действующий глава государства отличается от «папередников»?», то кроме роста, веса, цвета лица и прочих анкетных данных, окажется, что он не опубликовал ни одной книги. Хотя его неоднократные рекомендации широким читательским массам в ежегодной рубрике «пятикнижие от Порошенко» как бы намекают на присутствие кое-какого интереса к литературе.

А ведь президенту без наличия литературного труда практически никак. Мало кто помнит, о чем и зачем был президент номер два Леонид Кучма, но название его книги «Украина – не Россия» знает каждый, и в Википедии ей посвящена даже отдельная страница. Многие с трудом представляют, кто такой Леонид Кравчук, но в иной государственной конторе взор нет-нет да и натолкнется на фолиант с красноречивым заголовком «Що маємо, то маємо», мирно пылящийся в книжном шкафчике.

Кем будут украинские политики через 10 лет

Для того, чтобы понимать, о чем писать пятому президенту, кратко пробежимся по литературному наследию первых четырех. Ведь из написанного отечественными главами государства можно при желании собрать небольшую библиотечку.

Леонид «Дюма» Кравчук

Наиболее плодовитым является (и, судя по всему, на долгие годы останется) президент номер один.

Попытка распространения некоторых творений, вышедших из-под пера Леонида Кравчука, ныне наверняка была бы пресечена правоохранителями с определением «пропаганда запрещенной идеологии». Раннее творчество автора более тяготело к распространенному в прежние годы стилю соцреализма: «Союз нерушимый: Справочник» (1982), «В семье единой» (Воспитание патриотов-интернационалистов средствами агитационно-оформительского искусства, 1985).

Перемена политической конъюнктуры резко отобразилась и в творчестве автора. Кроме уже упомянутой выше работы, в 2010 году автор выпустил не менее политически грамотную, нежели и предыдущие (для своего, разумеется, времени) книгу «Одна Украина, единый народ» (2010)

Леонид Кучма. Главная книга

Удачное название – половина успеха (что будущему автору, вне всякого сомнения, стоит взять на заметку).

Малооригинальные попытки проведения сравнительных ментальных характеристик на уровне бытовых стереотипов и попытки переосмысления творческого вклада Хмельницкого и Мазепы в историко-политический процесс так и не стали предметом широчайшей дискуссии, поскольку есть подозрения, что мало кто, кроме корректора, осилил фолиант до конца. Но название засело в массовом сознании столь же прочно, сколь и наиболее примитивные формулировки, внедренные в качестве прописных истин.

Зачем не философу, не писателю, не публицисту, не полемисту, а бывшему директору советского промгиганта и члену КПСС понадобилось писать именно такую книгу – малообъяснимо с точки зрения формальной логики. Но вот же – факт налицо. И есть колоссальная вероятность, что данный труд будет считаться одним в числе найглавнейших из всего массива «многабукафф», выданного на-гора за последние десятилетия всеми писательскими полуглыбами.

Перу автора также принадлежат книги «После майдана» (2007) и «Сломанное десятилетие» (2010). Во второй автор сравнил экономические достижения первой части десятилетия и второй, естественно, не в пользу пятилетки Ющенко.

Ющенко – мемуарист

Третий президент действовал по принципу Сальвадора Дали – написать книгу, чтобы прославить себя. На его счету два автобиографических «бестселлера» - «Негосударственные тайны» и «Верю! Знаю! Можем!»

Это, собственно, и все, что стоит сказать об авторе.

Писатель-миллионер

Четвертый президент Виктор Янукович в качестве писателя запомнился лишь своим непомерным, по оценкам политических оппонентов, гонораром. За книгу с совершенно неоригинальным названием «Украина – страна возможностей» он якобы получил 16 миллионов гривен или 2 миллиона долларов по существовавшему на момент издания курсу.

Не напишешь о себе сам, напишут другие

Действующему президенту почти 54. Один революционный классик к этим годам уже настрочил более полусотни томов и уехал в Горки пить чай с сушками. Гарант еще даже не обмакивал перо в чернила. Да, есть и иные примеры творческого долготерпения – Даниэль Дефо свой лучший роман написал в 59. Но пока глава государства раздумывает, что ему написать о себе, об этом понемногу начали беспокоиться третьи лица – не так давно бывший депутат законодательного собрания Александр Онищенко презентовал книгу «Петр Пятый», в которой главный герой презентован в достаточно неприглядном свете: он коррупционер, неэффективный менеджер и ловкий политический интриган (мнение автора книги может не совпадать с мнением редакции).

Еще ранее некоторые читатели рассмотрели образ ныне действующего главнокомандующего в персонаже книги «Убить Юлю» Петре Полошенко, но это не более чем частные суждения.

Пройденный политический и творческий путь уже давно позволяет первому лицу поделиться своими мыслями и опытом с широким кругом читателей. По итогам последних международных встреч главы государства вполне мог бы увидеть свет справочник «Как заправлять пиджак в брюки. Советы профессионала». Но, наверняка не этот месседж мог бы стать магистральным в творчестве автора.

На аллюзиях к классике XVIII можно было бы построить фабулу книги «Путешествие из Братиславы в Вену». В первой части главный герой несколько часов стоит в очереди из отечественных пенсионеров за «фантастической филажанкой кавы». Во второй ему не хватает билета в Венскую оперу, так как последние буквально перед носом приобрел сварщик Николаевского судостроительного завода с семьей.

Серьезный интерес читательской аудитории могла бы вызвать книга «Самые важные открытия Петра Порошенко» - краткий справочник участия в церемониальных мероприятиях по открытию фельдшерских пунктов и мемориальных досок.

На худой конец, это мог быть сборник наиболее ярких публичных выступлений под общим заголовком «Остаточне прощавай…». Главное – письменная работа в идеале должна появиться до 31 марта. Количество населенных пунктов, не охваченных, к примеру, томосотуром, стремительно сокращается. А, следовательно, потребуется какая-либо новая, не менее яркая, но одновременно культурно-интеллектуальная акция. И только лишь встречи благодарных читателей с любимым автором наилучшим образом могли бы заполнить уже начинающий образовываться агитационно-информационный вакуум.

Екатерина Павловская