Имитация реформ набирает обороты. Как стартовала восьмая сессия

2928

Вместо эпиграфа.

Говорят, как Новый год встретишь, так его и проведешь. Поэтому Семен Семенович надел к столу новую жилетку и положил в карман сто долларов. И что вы думаете? Все подтвердилось. Весь год прожил в той жилетке и на те сто баксов.

(Из классики одесского анекдота)

 

Открывшаяся 5-го сентября седьмая сессия Верховной Рады имеет исключительное значение в истории всего действующего созыва. И даже не потому, что число “семь” у многих народов - если не сакральное, то немаловажное. Великолепная семерка, семь самураев, семеро козлят, семь дней, семь нот и так далее. Именно на эту сессию выпадает трехлетие каденции – 26 октября. То есть расстояние до финиша уже значительно превышает расстояние от старта. Последний год пятилетки будет посвящен по-спортивному суровой и бескомпромиссной борьбе сначала на президентские кресла, а чуть позже за депутатские мандаты. А значит, для проведения анонсированных три года назад реформ остается не так уж и много времени – пару сессий, не более.

Ситуация острого цейтнота диктовала необходимость если не резкого рывка на старте, то, как минимум, обозначения магистрального направления движения. Рада перенесла постамент с государственным флагом со второго этажа на лестничную площадку между первым и вторым, приняла Закон “Об образовании”, обозначив данный акт в качестве начала образовательной реформы, прослушала послание президента, задала вопросы правительству и продемонстрировала традиционный “пятничный зал заседаний” из пустых кресел. Представители философских школ, в которых начало любых мероприятий наделяется фаталистическим смыслом, в таких случаях говорят: “Как новый год встретишь, так его и проведешь”.

Наиболее символическим жестом, раскрывающим парадигму современных реформ, стало перемещение экспозиции флага со второго этажа на полуторный, на что было израсходовано 1,3 миллиона гривен.

Именно по такому же принципу – все то же самое, только “вид сбоку” и за очень дополнительные деньги – построена образовательная реформа, старт которой дали принятием вышеупомянутого закона.

Ни одно из предложенных министерством образования изменений не предполагает повышения эффективности качества образования. И даже обещания повысить заработную плату педагогическим работникам не настоль весомы, чтобы можно было бы говорить хотя бы намеках на кадровый прорыв.

Почему авторы проекта, пытаясь объяснить сущность эффекта от увеличения срока обучения в школе до 12 лет, не в состоянии преодолеть рамки общих фраз, объясняется тем, что само по себе подобное преобразование лишено смысловой нагрузки.

Процесс создания так называемых “опорных школ” проводился все последние лет 20-25 по мере того, как сокращалось население сел и, соответственно, закрывались сельские школы. Детей переводили в школы, расположенные в райцентрах. То есть в этом направлении вся суть реформы заключается в добавлении всего лишь одного слова “опорные”. Термин, к слову, далеко не самый удачный, вызывающий ассоциации с подпорками. Хотя это достаточно метко описывает состояние современного отечественного образования, но пусть достаточно затертое, но все еще крепкое понятие “базовые” смотрелось бы менее беспомощно.

О результатах такого реформаторского трюка как сокращение обязательных предметов – объединение физики, химии, биологии, географии и астрономии в один курс “Человек и природа” – активно заговорят году к 2030-му, когда возникнет проблема гуманитаризации подросшего к тому времени нового поколения. Подобный образовательный эффект, существенно понижающий конкурентоспособность жителей страны на международном рынке труда, может быть выгоден управленческому классу, который, собственно говоря, таковым и является лишь до тех пор, пока имеет собственное податно-тягловое население. С точки зрения долгосрочных перспектив, тотальная гуманитаризация приведет к катастрофическим последствиям, потому что накопленный кадровый потенциал будет не в состоянии двинуть техническое развитие страны с мертвой точки, если вдруг такая потребность возникнет. Гуманитарии – прекрасные люди лишь в экономически и научно-технически развитых странах, где польза от них более чем очевидна. Но при всем уважении, историки, философы, политологи, аналитики, эксперты и иные разновидности говорящих голов не могут строить летательные аппараты, железные дороги, океанские суда и небоскребы. Мобильные телефоны, персональные компьютеры, 3D-принтеры созданы отнюдь не авторами научно-фантастических романов.

Последнее послание президента Верховной Раде было достаточно подробно разобрано на составляющие в предыдущей публикации. Добавить к этому можно лишь констатацию окончательного оформления предвыборной риторики потенциального второсрочника – безвиз, Донбасс, миротворцы, благодаря нашим общим усилиям и по личной инициативе президента. И даже добавление тезиса о необходимости отмены моратория  на продажу земли мало что изменило в базовом политическом словаре действующего главы правительства.

Президент выступил в Раде. И это уже - достижение

Пятничный час вопросов к правительству прошел под саундтрек обсуждений уже набившей изрядную оскомину так называемой пенсионной реформы, основной смысл которой заключается в значительном сокращении числа лиц со статусом пенсионера.

Общий тон сессионного старта подталкивает на мысль, что движение по пути реформ вряд ли изменит курс на создание более-менее красочных имитаций и того, что во времена соцреализма называли индустриальным грохотом. И хотя фраза культового персонажа "Кина не будет, электричество кончилось" применима к процессу преобразований не в полной мере, демонстрируемое "кино" будет достаточно неоригинальным: с избитым сюжетом, банальными диалогами и заезженными драматическими ходами. 

Дмитрий Михайлов