И не друг, и не враг, а так. Was ist ПАСЕ?

2097

Одна старинная легенда рассказывает о том, как житель многолюдного села взобрался на самое высокое дерево, но не смог спуститься. На его крики о помощи сбежались односельчане и самый опытный сказал: “Киньте ему веревку. Когда терпящий бедствие поймал конец веревки, самый опытный крикнул всем: “Тяните”. Человек свалился с дерева и больно ударился. “Странно, - сказал самый опытный. – Мы вчера так соседа из колодца вытаскивали, и все нормально было”.

Какую истину пытались донести авторы данного сказания до широкой аудитории? Одни и те же методы в различных ситуациях работают по-разному.

Тотальная, динамичная, драйвовая до истеричности, напористая, боевая и задорная агитационно-пропагандистская деятельность провластных депутатов Верховной Рады, приносящая потрясающие результаты на местной электоральной почве, оказалась совершенно неэффективной в стенах Парламентской ассамблеи Совета Европы. Вдогонку – второй пример из жизни для пущей наглядности: если упасть на пол, начать истошно орать и колотить руками и ногами, то от бабушки можно получить карамельку, а от армейского сержанта – только оплеуху.

После отставки с поста председателя ПАСЕ испанца Педро Аграмунта, занесенной делегацией официального Киева в собственный актив, успехи в зрадо-переможных состязаниях резко пошли на убыль.

Напомним, что Претензии у европарламентариев к Аграмунту возникли по поводу так называемой “икорной дипломатии” в пользу Азербайджана.

Неофициальным термином “икорная дипломатия” в ПАСЕ окрестили лоббисткую политику Азербайджана, построенной на приглашениях иностранных политиков и сотрудников международных организаций в Азербайджан за счет принимающей стороны, и дорогих подарках, преподносимых как “дань восточной традиции”.

Однако по версии официального Киева, причиной неприятностей Аграмунта стала поездка в Сирию и встреча с президентом страны Асадом, хотя для последней не было никаких препятствий, поскольку Сирия является членом ООН, а ее руководство остается всеми признанным единственным законным представителем страны. Но попытки пристегнуть к икорной истории еще и сирийскую оказались настолько активными, что Аграмунт начал постепенно выступать с официальными заявлениями о травле со стороны представителей официального Киева. Официальный Мадрид не стал заступаться за своего представителя, хотя его симпатии к новому претенденту на вступление в европейское сообщество вряд ли существенно укрепились. А следует напомнить, что при принятии новых членов ЕС (даже если это для некоторых условных кандидатов может состояться через 20-30 лет) должно приниматься единогласно. В общем, по той или иной причине Аграмунт ушел, но его сторонники ровным счетом никуда не делись и продолжают преспокойно занимать кресла в ПАСЕ.

Следующим кандидатом на невхождение в список друзей Украины, поскольку вряд ли в Евросоюзе настолько вникают во внутренние проблемы восточного соседа, чтобы разделять страну и власть, стала новый председатель ПАСЕ Стелла Кириакидес. Попытки делегации от Верховной Рады построить поддержку “своего” кандидата литовца  Эмануэлиса Зингериса на шельмовании оппонента вряд ли вызовут большие симпатии у нового президента Ассамблеи и всех, кто отдал за нее голоса. Все дело в том, что привязка всего, что не вписывается в картину мира, построенную местным политическим бомондом отлично работает лишь на внутреннем информационном рынке, и абсолютно беспомощна на внешних.

Следующим из “друзей Украины” был вычеркнут президент Чехии Милаш Земан, сообщивший в ответе нардепу Гончаренко факт, который и без него был широко известен: Европа вряд ли готова к силовому решению этого вопроса, а скорее всего, не готова вовсе.

Роль Гамлета в исполнении нардепа Гончаренко оказалась глубоко провальной. Знакомые с данной пьесой знают, что в каждой сцене Гамлет ставил перед собой одну магистральную задачу: спровоцировать Клавдия на резкую реакцию. Позиция Земана по Крыму была давно и широко известна. Вопрос, судя по всему, был направлен на то, чтобы чешский президент еще раз сообщил о ней публично. Последовавший следом выпад нардепа Березы о том, что врачи недавно рекомендовали Земану меньше употреблять алкоголь, мог бы завершиться и дипломатической нотой. Во всяком случае, если бы чешский делегат в ПАСЕ заявил нечто подобное о президенте Украины, то отношения между странами перешли бы в формат небольшого скандальца.

И наконец, из клуба "друзей Украины" на некоторое время выбывает Венгрия, подвергшаяся жесточайшей обструкции со стороны ведомства Павла Климкина за высказывания позиции по созданному в ведомстве Гриневич законе об образовании. Западным соседям показалось, что новая норма вводит ограничения на доступ к образованию на венгерском языке для венгров, проживающих на территории Украины.

Издревле считалось, что искусство дипломатии состоит не в публичном нагнетании напряженности, а в паркетных политесах и закулисных интригах, сколь бы не по-пионерски это не звучало. Но реплика, приписываемая одному из классиков революционной теории и практики, о хождении иными путями оказалась актуальной и поныне. Вряд ли можно утверждать, что делегация Верховной Рады успешно справилась с задачей поссориться со всеми, но зато удалось поссориться именно с теми, с кем следовало бы дружить изо всех сил. Совершенно очевидно, что ни о какой дружбе, к примеру, с Германией, Францией или Соединенными Штатами не может быть речи априори ввиду несопоставимости веса, влияния и решаемых задач. В данном случае речь можно вести лишь о старшебратских отношениях, и то, по большей части, в тех случаях, когда срочно необходимо пристроить партию пенсильванского угля. Венгрия, Кипр, Чехия, Болгария, Румыния и тому подобные составляют кластер государств, с которыми Украине по силам вести более-менее равноправный диалог, а при попутном ветре завязать и дружественные отношения. Но учитывая тот фактор, что в условиях все более ужесточающей конкуренции уровень прагматизма в среде, которую принято называть европейским сообществом, явно зашкаливает, то вырвать что-либо глоткой вряд ли получится. Ибо как говаривали древние: "Ничего не докажет тот, кто доказывает грубо".

Дмитрий Михайлов