Хроника пикирующего «экспортировщика»

2939

Вместо эпиграфа - старинная, но преисполненная глубокого драматизмом история.

Бредет по лесу лось после страшнейшего корпоратива с больной головой, в разбалансированном душевном состоянии. Увидев лужу с водой, лось начинает жадно пить. Вдруг из-за куста выскакивает охотник и несколько раз стреляет в добычу. Раз – лосю хоть бы что. Два – нулевая реакция. Три…

Лось отрывается от питья и произносит фразу, достойную всех перьев Уильяма «нашего батеньки» Шекспира:

- Ничего не понимаю. Я пью, пью, а мне все хуже и хуже…

Среди бесконечного количества ловушек, в которые попала Украина за последние годы, – минская, финансовая, тарифная, социальная и так далее – внешнеэкономическая если и не является самой отвратительной, то, как минимум, наиболее показательной.

Накануне второй годовщины первого подписания (еще в исполнении премьера Яценюка) Соглашения об ассоциации с ЕС отечественный «внешторг» вопреки изначальным ожиданиям демонстрирует стремительное снижение экспортно-импортных показателей. При всем неверии в конспирологию складывается впечатление, что все события последних дух лет были срежессированы именно для того, чтобы изгнать отечественного товаропроизводителя с части традиционных рынков.

В прошлом году Украина уверенно сохранила темпы падения экспорта на уровне порядка 29% (аналогичный показатель был зафиксирован и по итогам 2014 года).

Неудачный выбор времени для подгонки внешнеэкономической модели под резко изменившийся политический курс в очередной раз вскрыл изъяны отечественной школы краткострочного прогнозирования. Развал экономического сотрудничества с РФ совпал со значительным падением цен на металл и зерно, входящих в основную линейку экспортируемых товаров.

В 2013 году отечественные производители продали за рубеж товаров на сумму более 76 млрд долл. В 2014-м - уже на 54 млрд долл. Год 2015-й был закрыт с показателем 37,7 млрд долл. Не основной, но значительный вклад в сокращение экспортного потенциала внесло падение продаж товаров и услуг в Российскую Федерацию: в 2013 году - 20,5 млрд долл., в 2015-м –7,8 млрд долл.

Мы начинаем ЗСТ. Для чего, для кого

При наличии способности постигать сущность вещей под различными углами зрения отказ от значительной части российского рынка можно рассматривать как несомненный успех в виде завоевания экономической независимости. (Примерно так же, как уволенный с предприятия сотрудник может считать себя не выброшенным на улицу без средств к существованию, а освободившимся от экономической эксплуатации.)

В любом случае тема украинско-российского экономического сотрудничества будет в обозримой перспективе закрыта, о чем однозначно заявил Президент Петр Порошенко: «Мы не вернемся назад, на рынок, где царит экономическая агрессия, политический шантаж и имперские комплексы. Мы заработаем на европейском и других свободных рынках мира». К этому следует добавить, что даже при внезапно пробудившемся желании возврат будет или невозможен, или крайне затруднен. Как продемонстрировала блокада грузовых автотранспортных средств, проводимая «активистами», европейские партнеры крайне далеки от проявления солидарности с украинской стороной. Польша, ранее объявившая о закрытии проезда для российских фур, начала активные переговоры о возобновлении транзита. По оценке департамента автотранспорта Мининфраструктуры, потери от данной акции составили 15 млрд грн. транспортных доходов (минус 100 млрд грн. от продажи украинских товаров на экспорт). 15 млрд грн., или 560 млн долл. – деньги не большие, но и за них польские товарищи готовы побороться.

Аналогичную позицию польская сторона занимает и по отношению к строительству «Северного потока-2», запуск которого, по данным премьера Яценюка, лишит Украину как минимум двух миллиардов долларов. Варшава вполне готова поддерживать СП-2 в случае включения польской стороны в число участников проекта.

В этом свете уверенность главы государства в том, что «через несколько лет соглашение о свободной торговле с ЕС компенсирует все те потери, которые экономика, бюджет, социальная сфера и кошелек каждого украинца получили от закрытия Россией своего рынка для украинских товаров», можно разместить в уже достаточно богатой коллекции неоправдавшихся президентских прогнозов. Глава торгово-экономического отдела Представительства Европейского Союза в Украине Николас Бердж, напротив, констатировал падение экспорта из Украины в ЕС в 2015 году на 30%. В качестве утешения он отметил, что «в сравнении с падением на 70% экспорта в Россию это не так плохо».

Вопреки разговорам об открытии Европы для украинских товаров, как показали итоги прошлого года, частично компенсировать уход с рынков РФ помогает сотрудничество со странами, ассоциирующимися более с понятием «восток».

После минимизации торговли с РФ (на которую все еще приходится 12,7% экспорта) на первое место может вырваться Турция (7,3%) или КНР (6,3%).

Преимущества же беспошлинной торговли на рынках ЕС практически нивелируется скромными объемами квот, которые украинские производители выбирают за пару-тройку месяцев. При готовности Украины продавать за рубеж 23-28 млн тонн зерна квота установлена на уровне 1 млн тонн. Квоты на кукурузу, мед, ячмень, куриное мясо и соки вычерпаны уже к середине февраля. На подходе – сахар, пшеница, овес. Производя 1,2 млн тонн куриного мяса в год, Украина может продавать без пошлины в страны ЕС только 16 тысяч тонн (1,3%), при этом сама обязана приобрести 8 тыс. тонн из ЕС.

Из-за падения цен экспортная выручка резко снизилась по всем основным экспортным позициям. Продажа металл (21,2% в общем экспорте) принесла 8 млрд долл. против 14 млрд долл. в 2013 году. Экспорт зерна (вторая позиция - 16%) принес еще 6 млрд долл. Падение по сравнению с 2013-м составило 5%.

Экспорт продукции машиностроения упал в два раза. Страны Евросоюза готовы покупать изоляционные провода, подшипники и котлы. Более сложную продукцию они, напротив, намерены продавать на украинском рынке.

Увеличение экспортной выручки по сравнению с предыдущими периодами продемонстрировали производители пищевых отходов, продавших за рубеж своей продукции почти на один миллиард долларов (на 8% больше, чем в 2013-м).

В 2016 году тенденции сворачивания внешнеэкономической активности сохраняются. По данным, обнародованным НБУ, в январе объемы экспорта снизились по сравнению с декабрем 2015-го на 41,2%. Продажи в страны Азии и РФ сократились в два раза. В ЕС  – на 7,6%.

В целом, согласно оптимистическим прогнозам, падение экспорта в 2016 году может составить 20%. В этом случае экспортная выручка не упадет ниже 30 млрд долл. Реализация пессимистического варианта принесет экспортерам выручку в объеме всего 26-28 млрд долл. Помимо этого Украина может утратить позиции основного транзитера в восточной части Европы. Если расширить свое присутствие на еврорынке в последующие годы гипотетически возможно, то переориентация грузопотоков, движущихся с запада на восток и обратно, на старинные торговые пути «из варягов в греки» вряд ли представляется перспективной.

Дмитрий Михайлов