Харьковские террористы

2813

После вспышки народовольческой активности во второй половине XIX века Харьков мог бы считаться образцом спокойствия и стабильности (с краткими перерывами на период гражданской войны и нацистской оккупации). Основными увлечениями горожан считались производство летательных аппаратов, строительство метро и панельных высоток. В последние несколько лет Харьков хоть и не приобрел статус террористической столицы (первое место прочно удерживает Киев, где взрывы и расстрелы стали едва ли не прозой жизни), но такое понятие, как «террористическая угроза» приобрело практическое значение.

Для начала – немного истории, дабы не содействовать развитию иллюзорных представлений о безмятежности прежних времен в рамках лженаучной концепции, гласящей, что раньше люди были добрее, а колбаса толще.

Убийство губернатора

В 70-80-х годах позапрошлого столетия народовольцы развернули тотальный политический террор, не обойдя стороной и Харьков. В 1879 году в Харькове, на углу Московской и Дворянской улиц, Григорий Гольденберг расстрелял харьковского губернатора князя Дмитрия Кропоткина. Глава региона (как сказали бы сейчас) возвращался из театра. Спустя несколько дней после покушения, князь скончался от ранений.

Особых претензий именно к Кропоткину быть не могло. Основной его виной перед народовольцами была принадлежность к власти. Многочисленные убийства государственных служащих производились с целью устрашения управленческого класса.

В качестве повода в данном случае была использована голодовка заключенных в местной тюрьме. Надзиратели прибегли к искусственному кормлению голодающих, так как в те времена голодовки носили не имитационный, а реальный характер. Искусственное кормление народовольцами было расценено как глумление над личностью. Жертвой отмщения был выбран губернатор. Любопытно, что Дмитрий Кропоткин был двоюродным братом знаменитого в те поры революционера-анархиста князя Петра Кропоткина.

***

«Серебрянный век» харьковского терроризма уместился в краткий промежуток времени с апреля 2014 по апрель 2015-го. За год на территории Харькова и Харьковской области насчитали более 40 событий, подпадающих под формулировку «террористический акт» или «диверсия».

Покушение на мэра

28 апреля 2014 года около 12 часов на харьковского мэра Геннадия Кернеса во время пробежки было совершено покушение. Кернес получил тяжелое ранение: было пробито легкое и печень, пуля прошла навылет. На месте происшествия была найдена гильза калибра 7,62. Предположительно, использовалась винтовка СВД со снайперским прицелом. С тех пор Кернес передвигается в инвалидной коляске.

В своих интервью Кернес несколько раз заявлял, что считает заказчиком покушения министра внутренних дел и бывшего харьковского губернатора Авакова. Дело так и осталось нерасследованным.

В течение последних лет несколько отечественных политиков заявляли о том, что становились объектами покушений. Но ни разу подобные версии не находили подтверждения.

«Рельсовая война»

Крайне загадочное происшествие случилось на железнодорожной станции «Основа» 12 сентября 2014-го. Был взорван тепловоз и четыре цистерны с реактивным топливом.

СБУ открыло уголовное производство по статье «диверсия», но информации о положительных результатах расследования за четыре последовавших года так и не появилось.

Пятью днями ранее, 7 сентября, на той же станции была взорвана опора линии электропередач.

Взрыв в пабе «Стена»

9 ноября 2014-го в рок-пабе «Стена» на Рымарской погремел взрыв, в результате которого было ранено 11 человек. По подозрению в организации взрыва были задержаны несколько лиц, которые якобы принадлежали к группе «Харьковские партизаны». Впервые в городе теракт был проведен в оживленном общественном месте.

Подсудимой является некая Марина Ковтун. Сторона обвинения выражала надежды на то, что приговор будет вынесен до конца года. Однако данные предположения оказались ошибочными. Процесс продолжается.

Бомба в суде

14 человек пострадали во время взрыва в Московском районном суде 19 января 2015 года. В суде слушалось дело участника АТО, который обвинялся в хранении оружия. В помещении суда находились сторонники участника АТО из представителей националистического элемента. Уникальным образом все пострадавшие от взрыва были из группы поддержки подсудимого. Дело осталось нераскрытым.

Взрыв около Дворца спорта

Первый в Харькове теракт, в результате которого погибли люди, произошел 22 февраля 2015 года во время шествия в честь годовщины событий Евромайдана. От Дворца спорта участники акции планировали пройти до площади Конституции.

Около 13 часов произошел взрыв. Впоследствии было заявлено, что взрыв произведен дистанционно с использованием противопехотной мины мощностью около двух килограммов тротила, начинённой поражающими элементами

В результате теракта на месте погибли участник харьковского Евромайдана 52-летний Игорь Толмачёв и заместитель начальника Первомайского РОВД подполковник милиции Вадим Рыбальченко. На следующий день, 23 февраля, от ранений умер 15-летний подросток. Утром 24 февраля скончался ещё один человек — 18-летний студент.

Около 10 человек получили ранения, в том числе подростки и пять сотрудников милиции.

Народный депутат Антон Геращенко, которого некоторые СМИ позиционировали в качестве советника министра внутренних дел, заявил, что за организацией теракта стоит некая группировка «Харьковские партизаны». По иной версии, группировка «Харьковские партизаны» являлась мистификацией.

По подозрению в совершении теракта были задержаны 5 человек. Обвинения сформулированы только в отношении трех. До сих пор суд так и не принял решения по делу.

Взрыв флагштока

7 апреля 2015 года произошел взрыв на проспекте Правды, у основания стелы с флагом Украины.

По подозрению в организации данного подрыва была задержана некая Лариса Чубарова.

30 июня 2017 года Киевский районный суд признал ее виновной в участии в незаконных вооруженных формированиях, незаконном обращении с оружием, посягательстве на территориальную целостность и неприкосновенность государства и приговорил к 11 годам лишения свободы.

Это был один из немногих эпизодов, расследованных правоохранителями и доведенных до судебного решения.

Захват заложников

В конце 2017-го эстафету террора у идеологических борцов перехватили неуравновешенные личности. 30 декабря Владимир Безух захватил 11 человек в качестве заложников в помещении «Укрпочты» на пересечении улиц Матюшенко и Шевченко. Мать террориста в суде называла его «Психом с образованием четыре класса» и высказала предположение о том, что он пошел на теракт, чтобы прославиться.

Бомба на рельсах

Служба безопасности Украины регулярно отчитывается о предотвращенных террористических актах. Из последних заявлений потребители новостей узнали о задержании 17 декабря диверсанта-неудачника. Бывший сотрудник СБУ был уверен, что заложил на границе Харьковской и Луганской областей 2 килограмма тротила, после чего был задержан. В последний момент следившие за ходом развития террористической операции настоящие агенты СБУ подменили взрывное устройство на муляж. В СБУ заявили, что организатором диверсии является уроженец Саратовской области России Егор Дубровкин, который объявлен в розыск.

***

На сегодняшний день следует констатировать, что после взрыва флагштока в 2015-м кратковременная эпоха «большого террора» резко обрывается. Даже сообщение о покушении на исполняющую обязанности губернатора Юлию Светличную в сентябре 2016 года не вызвало сколь-нибудь повышенной активности средств информации. Неустановленное лицо по телефону сообщило о планах убийства Светличной. На фоне сообщений о семи или о восьми покушениях на еще одного харьковчанина, министра внутренних дел Авакова «покушение» в телефонном режиме прошло как рядовая новость об одном из чрезвычайных происшествий. К неким отголоскам так называемой "партизанской борьбы" можно было бы отнести недодиверсию на железной дороге 17 декабря. Впрочем, как показало знаменитое "Дело Бабченко", элементы режиссерско-постановочной работы также нельзя исключать.

Дело осталось за малым – завершить расследования четырех десятков эпизодов и довести их до логичного судебного решения. Хотя словосочетание "Дело чести" спустя некоторое время после убийства Павла Шеремета резко исчезло их лексикона представителей госорганов и правоохранителей, очевидно, данная формулировка по отношению к раскрытию терактов подразумевается по умолчанию.

Дмитрий Михайлов