Харьков и мировые акулы пера

3274

Старинная журналистская поговорка гласит: "Если о чем-то не сообщили в СМИ, то этого и не было вовсе". Даже при высокой степени условности некоторая доля истины в данном заявлении имеется.

Харьков - второй по величине и значению город Украины - крайне редко предъявляет претензии на то, чтобы оказаться в центре внимания зарубежных СМИ. Высокая степень размытости представлений о Харькове, например, в начале 20-го века породила знаменитый исторический анекдот о "генерале Харькове". В выступлении в поддержку белого движения британский премьер Ллойд-Джордж заявил, что необходимо "оказать всемерную помощь адмиралу Колчаку, генералу Деникину и генералу Харькову". Последнего король Георг Пятый даже сделал почетным членом ордена Михаила и Георгия. И только на встрече британских представителей с генералом Май-Маевским в Харькове выяснилось, что "генерал Харьков" - не более чем плод крайне низкой осведомленности западного сообщества о существовании одноименного города.

В 21-м веке продвигать Первую столицу в мировых СМИ начала футбольная команда "Металлист", которая нередко обыгрывала далеко не слабые коллективчики из Германии, Англии, Италии и так далее. Всплеск публикаций, правда, пришелся на 2013-й, когда "Металлист" был дисквалифицирован и снят с участия в Лиге чемпионов. Скандалы любой консистенции обожаемы публикой, и обязанность разносить их по миру с масс-медиа никто не снимал.

Всплеск позитива, связанного с Харьковом, в западных СМИ пришелся на 2012 год, когда город проводил матчи Евро-2012.

Повторение медиа-успеха ожидалось в 2015-м, когда в Харькове планировалось проведение Евробаскета. Но пришедшая к власти на волне политического кризиса "команда реформаторов" от данного проекта отказалась, изначально предложив ФИБА позволить использовать право на проведение соревнований в 2017 году. Но 2017-й практически на исходе, и об утешительных планах больше никто не вспоминает.

ФК "Металлист" после событий 2014 года затерялся на просторах аматорского футбола и вряд ли в ближайшие десятилетия вернется на международную арену.

Перечень тем, заинтересовавших западные СМИ в последние годы, оказался крайне ограниченным и не выходил за рамки разразившегося в стране политического кризиса.

Итак, какие события заинтересовали западные СМИ за последние три года?

Снос памятника Ленину в 2014 году

На данное событие откликнулась французская ежедневная вечерняя газета леволиберальных взглядов с довольно неплохим тиражом более 364 тысячи экземпляров. На ее страницах даже засветились писатель Жадан, олицетворявший образ активного сторонника ленинопада, и бывший управделами областной администрации Василий Хома, избранный в качестве носителя альтернативной точки зрения (журналистские стандарты – деваться некуда), рассматривавший памятник Ленину, прежде всего, как архитектурный объект.

Падение харьковского Ленина заметили также The Gardian и Washington Post.

Покушение на Кернеса

Персону харьковского мэра французы воспринимают неоднозначно, скорее всего, пересказывая месседжи, исходящие из эпицентра событий. Le Monde считала, что Кернес был пророссийским политиком, известным своей активностью. В соцсетях бытовало мнение о том, что он "отстоял Харьков, чтобы в город не пришел "русский мир".

Le Figaro попыталась копнуть глубже и со ссылкой на украинских экспертов порассуждать о том, что Харьков разделен между силами, подконтрольными Кернесу и Авакову.

А вот Washington Post, сообщая о покушении, делала акцент на активности харьковского мэра в соцсетях и спорте (увлечение велосипедом и бегом, ныряние в прорубь и так далее).

Малазийский "Боинг"

Самолет летел из Нидерландов, а, следовательно, связанное с ним происшествие интересует европейские и североамериканские СМИ в любых аспектах. В 2014 году Харьков попал на страницы иностранных изданий как пункт доставки тел погибших пассажиров, о чем рассказывали Le Figaro и The Gardian.

Образ прифронтового города

В 2014 году в Washington Post вышла статья о том, как живется Харькову по соседству с Российской Федерацией. Магистральной темой публикации была торговля с РФ в условиях АТО и анализ экономических потерь города после смены власти в 2014 году.

Кличко и яйца

Мельком в Washington Post проскочила информация об избиении куриными яйцами Виталия Кличко во время визита в Харьков.

Взрывы в Харькове

В 2015 году Харьков вошел в историю некоторых СМИ как место теракта с человеческими жертвами. Во время массовой акции возле Дворца спорта сработало взрывное устройство. Le Figaro и The Gardian связывали это происшествие с событиями на Донбассе.

И вдруг Госпром

В 2015-м The Gardian совершенно малопрогнозированно упомянула Первую столицу в статье, посвященной архитектуре. Британское издание предприняло попытку открыть миру харьковский Госпром как первый небоскреб в Харькове. Британцы отметили, что Госпром практически неизвестен в мире, несмотря на то, что это величайшее сооружение своей эпохи. А реплика издания "остается современным и нерушимым" может претендовать на девиз Госпрома.

***

Как видим, в последние годы, несмотря на первостоличные амбиции, демонстрируемые абсолютно во всех сферах жизнедеятельности, харьковчанам так и не удалось сформировать собственную повестку дня на международной арене. Упоминание лишь в контексте событий, к которым история Харькова, его традиции, духовная и культурная атмосфера имеют крайне отдаленное отношение – это далеко не то, на что хотелось бы рассчитывать жителям одного из крупнейших городов Восточной Европы. Так что зазоры для размышлений есть.

Екатерина Павловская