Гройсман отчитался, или Особенности национальной статистики

2695

Вместо эпиграфа.

«Твой позорный недуг мы в подвиг определим…»

(военком Себастьян Перейра, торговец черным деревом, к/ф «ДМБ», 2000 год).

 

Нет такого события, которое нельзя было бы сделать очередным достижением партии и правительства. Приблизительно так выглядит краткое содержание отчета о деятельности Кабмина за 2016 год, опубликованного намедни на официальном сайте КМУ.

Законы жанра предновогодней суеты требуют, как минимум, не портить людям настроение. В топку позитива отправляется абсолютно все, способное если не усилить впечатление от уходящего года, то хотя бы оное не скомкать. Наилучшую помощь в этом деле оказывает статистика, которая, будучи поставленной на службу прогрессивному человечеству, дает просто поразительные результаты.

Абсолютно грамотным с точки зрения стратегии подачи отчетной информации является вынесение на ключевые позиции евроинтеграционной деятельности. Мобилизующий потенциал еврокурса все еще остается высоким, даже несмотря на непрогнозируемую позицию европартнеров по поводу либерализации визового режима.

В первых строках правительственного послания граждане узнают, что «с 1 января 2016 года начато применение режима углубленной и всесторонней зоны свободной торговли». Выбор стиля «поздний совок» является хотя и не идеальным, но достаточно проверенным и надежным средством настроить аудиторию на конструктивный лад.

Применение нехитрого, но безотказно действующего приема замены единиц измерения (в данном случае долларов, гривен, евро, фунтов и так далее) на проценты позволяет рассмотреть ярко выраженные положительные результаты. Например, «ЕС – основной торговый партнер Украины с удельным весом торговли товарами 41,4%». Совершенно ни о чем не говорящая фраза, тем не менее, воспринимается как «ого-го», потому что 41% - это почти что половина, то есть, в общем-то, не мало. Абсолютные цифры отсутствуют совершенно не случайно. Потому что в долларах картина маслом может превратиться в картину маргарином. Экспорт товаров и услуг в ЕС в 2013-м составлял 18,26 миллиарда долларов. В 2015-м  - 13,3 миллиарда долларов. А 2014-м, по данным Кабмина, на 4,4% больше, то есть, 13,9 миллиарда долларов. За три года – минус 4,36 миллиарда. А в процентах? Огромный плюс. Потому что в 2013-м доля стран ЕС в украинском экспорте была всего 26,5%. А 41, как ни крути, по любому больше, чем 26.

Вполне эффективно работает и обратная схема – указание абсолютных цифр без сравнения с предыдущими периодами. Как следует воспринимать сообщение о том, что в 2016 году отремонтировано 816 километров дорог? Это много или мало? Если сравнивать с 2015-м, в котором отремонтировали порядка 300 километров, то много. А если с 2012-м – 2000 километров – то в некотором роде тоже вполне достойный результат, но лучше все-таки в данном случае обойтись без сравнений. Тогда все-таки Евро было, а сейчас хорохориться особо не перед кем.

Второй незатейливый прием - «Нагромождение цифр» - позволяет сформировать представления о высоких достижениях в социальной сфере. Присутствие информации о будущем повышении минимальной заработной платы максимально дополняется массой чисел из раздела «Ни о чем». О чем говорят 2983 пары поженившиеся в рамках программы «Брак за сутки»? В рубрике «Удивительное рядом» это, несомненно, вызовет ажиотажный интерес публики. А что это меняет в социальной сфере? Это улучшение или ухудшение? Это вызовет демографический взрыв? Или приведет к увеличению числа разводов? Здесь авторы оставляют читателю право на домысел.

Столь же удачно работает прием «Подавай процесс, как результат». Например, подключение к государственным реестрам тысяч неких субъектов несет примерно такую же нагрузку, как и отчет столяра о том, что он забил 100500 гвоздей. Выглядит впечатляюще, но конечному потребителю нужны не забитые гвозди, а табуретки.

Этот же прием позволяет вполне технично заменить информацию о падении (или росте) уровня преступности на сообщение о приобретении 12 тысяч патрульных автомобилей. Читатель, у которого, как правило, и одного автомобиля нет, понимает, что 12 тысяч – это очень и очень много, а, следовательно, очень и очень хорошо.

Неплохое впечатление производит использование приема «Действуй на перспективу». Сообщение об одобрении «Концепции реализации госполитики в сфере изменения климата 2030» или об обновлении «Энергетической стратегии Украины до 2035 года» говорят лишь о том, что Кабмином были составлены некоторые документы, к реализации которых, скорее всего, он в нынешнем составе не будет иметь никакого отношения. Но стремление «ослепить широтой размаха» понятно и близко почти что каждому и даже воспето в классике на примере короткого, но бурного романа Ипполита Матвеевича Воробьянинова и Лизы Калачевой.

Для усиления некоторых разделов незаменимым является использование принципа «Это наша общая победа». Излишнее увлечение фактажем может привести к выводу, что к получению права на проведение в Украине Евровидения-2017 действующий Кабмин, в принципе, имеет очень косвенное отношение. Продюсер Джамалы Игорь Тарнапольский информировал в свое время СМИ о том, что бюджет выступления составил 3 миллиона 123 тысячи гривен: 1,8 миллиона гривен выделил украинский телеканал СТБ, а остальные средства предоставили спонсоры, «которые пожелали остаться неизвестными». Сторонний наблюдатель может задаться вопросом: «А при чем здесь Кабмин?» На что можно ответить словами одного эффективного менеджера «Апалитична рассуждаешь, да». Это же общая победа.

Из приятного следовало бы, несомненно, отметить грядущее повышение заработных плат учителям на 50%, врачам на 40%, а всем «минималам» до 3200 гривен. По логике вещей, об этом следовало бы рапортовать по итогам 2017-го, поскольку этих свершений еще нет в природе. Первую минималку в три-двести некоторые граждане получат только через полтора месяца, в начале февраля. Но стремительность, с которой подчас меняется ситуация в стране, вынуждает торопиться. Далеко не каждое правительство доживает до конца года. А предоставлять «послидовникам» возможность пользоваться плодами собственных усилий выглядело бы излишней политической расточительностью.

Андрей Кравченко