Габон головного мозга

3485

Оскандалившийся в эфире у Шустера сравнением Украины с Габоном одесский губернатор Саакашвили вольно или невольно продемонстрировал, что украшать ушные раковины телевизионной аудитории макаронными изделиями становится все труднее.

Для опоздавших к началу сеанса напомним. Желая сразить публику широтой кругозора, иностранный специалист заявил, что… далее цитата: «ВВП Украины сократился со 184 миллиардов долларов до 115 миллиардов, то есть мы на душу населения упали очень быстро к уровню Габона».

СМИ аки некрасовские мужики будущего, Белинского и Гоголя с базаранесущие, поволокли новые откровения от Михеила в массы. 

С Михеилом в башке и с наганом в руке

Еще лет 10-15 назад благодарному зрителю пришлось бы внимать оратору в режиме «пиплхавает». Все изменил Интернет.

Легкой пробежки по «википедиям» оказалось достаточно, чтобы выяснить все страшные тайны Габона.ВВП на душу населения у братьев-африканцев оказался едва ли не в три раза выше, чем в Украине.

Сетевое сообщество захлестнула волна негодования. Учитывая, какой шлейф славы интеллектуала с многократным высшим образованием тянется за одесским губернатором, сила встряски общественного сознания достигла семи баллов по шкале Рихтера.

Но! Подобных ляпов удалось бы избежать, если бы перед глазами у ораторов был список стран, не вписывающихся в концепцию «Украина докатилась до…»

Ко всеобщему глубокому разочарованию из обоймы выпал ставший уже притчей во языцех легендарный Гондурас. По целому ряду докатиться до него уже даже теоретически невозможно. Но можно попробовать дотянуться.

По уровню средней заработной платы Гондурас всего лишь в три раза опережает Украину: 522 доллара США против 170. По средней продолжительности жизни – всего лет на шесть (74 против 68). Даже сидят гондурасцы гораздо меньше украинцев, что, впрочем, может быть как показателем толерантности правоохранительной системы, так и общей философией, обусловленной представлениями о лишении свободы человека человеком как об исключительной мере, а не обязательной. Тем не менее, факт остается фактом. В Украине «топчут зону» 334 человека на 100 тысяч населения. Для развитых стран этот показатель колеблется на уровне 70-80 человек, и Гондурас каким-то невероятным образом оказался гораздо ближе к этому показателю: в латиноамериканской стране 154 заключенных на 100 тысяч населения. В какой рейтинг ни ткни пальцем – о, ужас – позиции Гондураса оказываются предпочтительнее. Уровень противодействия коррупции: Гондурас – 126 место в мировом рейтинге, Украина – 142. Экономическая свобода – 93 позиция против 163-й. И, как результат, в списке самых счастливых стран мира (показатель, конечно же, чрезвычайно субъективный) братья-латиносы на 10 строчке, украинцы на 95-й, даже несмотря на то, что Украина уверенно входит в пятерку самых пьющих стран мира, а Гондурас беспомощно болтыхается во второй сотне.

Антология украинских недореформ

Крайне не рекомендуется, при всем соблазне, формулировка «докатились до уровня Анголы». За последние лет двадцать страна легендарного борца с мировым империализмом Агустиньо Нето трансформировалась из зоны перманентного вооруженного конфликта в одну из самых динамично развивающихся экономик Африки. По уровню ВВП в прошлом году Украина и Ангола шли ноздря в ноздрю, наскирдовав примерно по 130 миллиардов американских денег. Но если учесть, что ангольских граждан в два раза меньше, чем украинских, показатель внутреннего валового продукта на душу населения оказываются катастрофически не в нашу пользу. Падение цен на «жидкое черное золото» должно было бы прихлопнуть плотно сидящих на нефтяной игле ангольцев. Но этого почему-то не произошло. В 2015 году прогнозы роста производства были снижены с 9,2% до 6,6%. В Украине пока наблюдается только падение (процентов 15-17 в первом полугодии), а рост прогнозируется лишь представителями официальной власти, и то крайне неуверенно.

Единственное, в чем Украина действительно дотянулась до уровня Анголы, – это феноменальное социальное расслоение. При средней зарплате, по сводкам международных рейтинговых агентств, едва ли не за 2000 долларов, 70% населения африканской страны живут на 2 доллара в день (1410 гривен в месяц), что в принципе немного выше прожиточного минимума для трудоспособных лиц в Украине (1218 гривен в месяц).

Докатиться до столь часто упоминаемого сетевыми агитаторамиордынства или монголо-татарского ига тоже не представляется возможным. Утратившие славу покорителей ойкумены монголы сегодня скромно прозябают на среднестатистические 400 у.е. – сравнение явно невыгодное для Украины.

Количество стран, до которых можно было бы докатиться, катастрофически сокращается. Тринидад и Табаго значительно опережает Украину в рейтинге свободы прессы. Бутан, Ботсвана, Самоа, Руанда, Буркина-Фасо, Нигер, Мозамбик, Уганда (названия-то все какие замечательные, так и хочется вставить в пропагандистскую текстовочку «докатились до…») добились лучших результатов в противодействии коррупции. В Гватемале, Никарагуа, Тонга, на Филиппинах и еще в 135 странах выше средняя продолжительность жизни. 170 стран (в том числе Эфиопия, Гана и Руанда) имеют более высокий уровень средней заработной платы.

Впрочем, причин для тотального отчаяния пока нет. Государства, до которых еще можно докатиться, тоже есть. Список таковых, занесенный на отдельную страницу в блокноте (при еженедельной сверке с различными рейтингами), поможет не запутаться среди стран, до которых ещеможно докатиться, и до которых уже нельзя. Центрально-Африканская республика, Демократическая республика Конго, Малави, Бурунди, Либерия и Нигер – четкие ориентиры по уровню ВВП на душу населения. В Гамбии и Самоа средняя зарплата составляет 40-70 долларов (хотя там, судя по всему, не надо платить за отопление). В Сьерра-Леоне народ в среднем живет 39 лет, в Сомали – 50. По уровню коррупции Северная Корея на 32 позиции опережает Украину. В Туркменистане, Кыргызстане, Камбодже и - внимание – Гондурасе (таки уделали их по одной позиции) гораздо худшая ситуация со свободой средств массовой информации.

Оговорка одесского губернатора, помимо феноменальной небрежности спичрайтеров, вскрыла еще одну проблему – зараженность части политикума и социума мелкоевропейским шовинизмом,замешанном на дремучих стереотипах 30-40-летней давности. Социально-экономическое отставание от наиболее развитых стран «западного мира» и в еще большей степени цивилизационные расхождения с последним требуют на уровне подсознания постоянного отмежевания от так называемого мира третьего. В данном контексте саакашвилевское «к уровню Габона» и «при всем уважении к Африке» читается как попытка подчеркнуть второсортность околоевропейскихсообществ, а следовательно, несмотря на все прочие данные, собственную принадлежность к некоему клубу избранных. Однако стремительно меняющаяся экономическая и социальная обстановка в различных географических точках требует проявления максимальной аккуратности при обращении к опыту африканских стран. Иначе выясняется, что заблудиться в трех пальмах ничуть не сложнее, чем сделать то же самое в трех соснах.

Андрей Кравченко